Морские оленеводы эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 3
(Голосов: 2)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Морские оленеводы

Эвенов часто путают с эвенками. Эти два народа хоть и очень похожи, но всё-таки разные. В дореволюционное время их не особо различали: тех и других называли "тунгусами". Впрочем, у эвенов было и другое название. Их называли ещё и "ламутами" от тунгусского слова "лам" - "море", потому что они заселяют северную часть Охотского побережья и северо-восточные районы Якутии, тогда как эвенки живут в остальной части Восточной Сибири, западнее эвенов.

Соответственно, эвены говорят на эвенском или ламутском языке, который, как и эвенкийский, относится к тунгусо-маньчжурской языковой группе. Впрочем, в быту современные эвены пользуются в основном якутским языком.  

Оба этих народа (эвены и эвенки) принадлежат к байкальскому типу монголоидной расы, но при этом различаются не только внешне, но и по роду занятий. Основным занятием эвенков, таёжного народа, была охота, а эвены, тундровый народ, издревле занимались оленеводством. Поэтому эвенов также издавна называют "ороч", "орочен" от слова "орон", которое означает "домашний олень".

эвены и эвенки

Оба эти народа считаются древнейшими жителями Якутии, и оба имеют статус малочисленных. Но эвенов в мире гораздо меньше, чем эвенков.

Доподлинно неизвестно, что означает этноним "эвен", который считается более древним, чем "эвенк". В китайских источниках VII века упоминаются оленеводы "увань" как жители горной тайги Забайкалья. Кроме того, в восточных эвенских говорах есть слово "эвэн", которое означает "местный", "здешний".

Дергэл-дергэл, хэруллу, хэруллу

Активная миссионерская деятельность привела к тому, что уже в 50-е годы ХIХ века православные священники отчитывались, что на Колыме "язычники вывелись". С тех пор эвены перевозили православные иконы со стойбища на стойбище на специально выделенном для этого олене.

В XX веке такая же активная антирелигиозная пропаганда заставила эвенов вспомнить их языческие корни. Во всяком случае, обычай "кормления огня" у них жив до сих пор.

эвены и эвенки

Изначально у эвенов был культ "хозяев" тайги, огня, воды и других явлений природы. Они приносили оленей в жертву солнцу. Поводом для жертвоприношения также могла стать болезнь кого-либо из членов общины. Мясо жертвенного оленя общинники съедали сообща, а шкуру вешали на шест.

В ритуальных текстах эвенов много слов, которые подражают крику птиц или не имеют вообще никакого значения. Например, "хэруллу, хэруллу, хэруллу, дергэл-дергэл-дергэл". Хотя тот же слово "дергэл", возможно позаимствовано из монгольского, с которого оно переводится как "полная луна". Поэтому вполне вероятно, что эти тексты были заимствованы вместе с ритуалами, а истинное значение их позабылось.

Медвежий праздник

эвены и эвенкиКак и эвенки, эвены охотились на лесных зверей, но никогда не охотились на волка, потому что считали его запретным животным.

У эвенов был обычай под названием "нимат", который обязывал охотника отдавать свою добычу соседу по стойбищу, который распределял её между всеми членами рода, оставляя добытчику либо незначительную часть туши, либо и вовсе одну шкуру.

Особо строго "нимат" соблюдался в случае, если кому-либо удавалось добыть на охоте медведя, который считался у эвенов священным животным. По случаю добычи медведя эвены устраивали медвежий праздник, а кости животного складывали в анатомическом порядке на свайном помосте.

Комкоуль, он же Бомбыуль

Пока миссионеры не обратили их в православную веру, эвены хоронили своих покойников на деревьях или на свайных помостах в деревянной колоде, которую принято было багрить кровью жертвенного оленя. Причём в самой древней эвенской традиции предназначенного для совершения похоронного обряда жертвенного оленя полагалось удушить, но так, чтобы он не почувствовал страха, а словно заснул.

За эвенскую невесту полагалось платить калым – "тори". Его стоимость должна была превосходить приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители и другие родственники невесты привозили её с приданым к родителям жениха. Приданое развешивали возле чума на всеобщее обозрение, а невеста тем временем должна была три раза объехать по солнцу вокруг чума, а потом входила в жилище, брала свой котёл и варила в нём мясо оленя.  

Эвены традиционно очень снисходительны к детям. Детей не принято было наказывать, а гость, вошедший в жилище, здоровался за руку даже с самыми маленькими, если они уже начали ходить.

эвены и эвенки

Имя ребёнку давали не сразу, а когда он уже начинал говорить, потому что старались угадать имя умершего родственника, который воплотился в его новом теле.

В древности эвены имели не одно имя, а несколько, получая новые по мере взросления или старения. Этот факт отражён в переписях ясачного населения Туруханского края, произведенных в 60-х годах XVIII века. Переписчик тунгусов Летней волости зафиксировал: "Комкоуль, а ныне при свидетельстве оказался Бомбыуль".

В соответствии с традиционными верованиями тунгусы также старались скрывать от посторонних свои имена. Сборщики ясака в XVII веке сообщали о тунгусах: "Кого же имени сборщиком скажут, того они в книги и напишут, а подлинно имени не скажут".

Для эвенского общества характерен высокий статус женщины в общественной жизни, хотя в экономической всегда главенствовал мужчина.  

В эвенском фольклоре много сказаний о героях-богатырях, речи которых принято передавать пением. Интересно, что у каждого эпического героя была своя особая мелодия.

эвены и эвенки

У эвенов есть свой обрядовый хороводный танец – "hээдьэ", полный глубокого религиозного смысла. Эвены танцевали его весной и летом во время больших сборищ с целью почувствовать единение и уверенность в преодолении невзгод.

И в пир, и в мир

Различаются два основных типа эвенских переносных жилищ: "дю" — конический чум, покрытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей или берестой, и "чорама-дю" — цилиндроконическое жилище, каркасом для которой служат четыре жерди, сходящиеся вершинами.

Оседлые эвены жили в землянках ("утан") с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позже у них появились срубные четырехугольные жилища ("уран").

эвены и эвенки

Свою одежду эвены обильно украшали вышивкой по швам и краям, чтобы помешать проникновению злых духов под ткань. В эвенских орнаментах преобладают геометрические узоры, которые символизируют сакральную силу и, как верили эвены, наделяют человека неуязвимостью и мужеством.

Основным элементом мужской и женской одежды одинакового кроя был распашной кафтан ("таты") из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол этого кафтана обшивали мехом, а швы покрывали вышитой бисером полоской (у женщин — бело-голубым бисером на светлом фоне).

Поскольку борта кафтана не сходились на груди, к нему полагался нагрудник ("нэл", "нэлэкэн") длиной до колен. К мужским нагрудникам на уровне пояса пришивали ровдужную бахрому, нижнюю часть женского нагрудника украшали бисерным оргаментом и подшейным волосом оленя. К подолу пришивали ровдужную бахрому с металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами.

Головным убором мужчинам и женщинам служил плотно облегающий голову капор ("авун"), расшитый бисером, поверх которого зимой они надевали большую меховую шапку или платок. Женские перчатки ("хаир") эвены украшали бисерным кружочком в виде солнца.

Праздничная одежда эвенов была одновременно и погребальной.

Как и любой скотоводческий народ, эвены издревле судили о достатке друг друга по количеству животных - оленей. Когда в семье рождался ребёнок, ему тут же выделяли в стаде некоторое количество оленей. Выходя замуж, девушка получала в приданое стадо, образовавшееся от размножения её собственных оленей.

Безоленные эвены с Охотского побережья ("мэ-нэ" - то есть, "оседлые") занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.

В рационе эвенов вообще традиционно много разнообразных блюд из рыбы и морепродуктов. Основное мясное блюдо эвенов – это отварное мясо ("улрэ"), среди рыбных блюд  преобладают тоже отварная рыба ("олра"), а также уха ("хил"), порошок-мука из сушеной рыбы ("порса"), квашеная рыба ("докчэ"), сырая рыба, головы с хрящами, строганина ("талак").

Эвены заготавливали сладкий корень ("кочия") и употребляли его в отварном или сыром виде (иногда с сушеной лососевой икрой), а также ели дикорастущий лук ("эннут") — с отварной рыбой и мясом. В качестве напитка они заваривали цветы, листья и плоды шиповника, листья иван-чая. А ягоды ели свежими.

По данным переписи населения 2010 года в России 38 396 эвенков и 21 830 эвенов.

 

Тэги
Поделитесь статьей