Три уровня вселенной

Три уровня вселенной

Верования и представления о мире у ненцев

 
 
 
 
26 января 2018

Крещение ненцев в начале ХIХ века не изменило радикальным образом их взгляд на устройство мира. Разве что добавило к праздникам ряд православных, а к почитаемым божествам  - святого Николая-угодника, иконы с изображением которого стали так же как языческие идолы мазать оленьим салом и кровью.

Семь небес, семь подземелий

Творцом всего живого ненцы считают владыку неба Нума. Именно этот бестелесный старец послал священную гагару достать из воды ком глины, из которого и появилась земля.

Планета представляется ненцам плоской и окружённой морем. Звёзды – озерами, а солнце – красивой женщиной, определяющей время роста трав и деревьев. По поверьям, небо вместе со звёздами движется вокруг статичной земли. Само оно – перевёрнутая чаша, упирающаяся краями в землю. А смена дня и ночи не что иное, как борьба вечных антогонистов: светлого демиурга Нума с воплощением мирового зла Нга, заведующего страной мёртвых. Летом, когда они сходятся в очередной битве, на небе видны молнии и слышны раскаты грома. Единственное божество, с которым не может совладать владыка неба – Хозяин Священной Берёзы Хэбидя Хо Ерв. Он живёт в дупле семиствольной берёзы, которую поднимает раз в две тысячи лет, чтобы из-под её корней разлился великий потоп. Он отмывает землю от болезней и обновляет всё живое.

Вселенная, по мнению ненцев, состоит из трёх уровней: Нижнего, Среднего и Высшего.

Верхний составляют семь небес, где обитают божественные существа. Средний населяют люди. А расположенные под землёй семь ярусов вечной мерзлоты – пристанище злых духов.

Шкура волка стадо бережёт

Ненцы – анимисты. Всё, что окружает их в Среднем мире, имеет своего хозяина – духа. С помощью этих духов Нум и управляет миром.

Среди них, например, вызывающая воздух мифическая птица Минлей и дарующий людям оленей Илибембэртя. Духи могут быть как добрым, так и злым проявлением природного начала. От них зависит, будет ли человек здоров, удачлив в делах, счастлив. Благосклонности духов добивались подношениями и жертвоприношениями. Распространено у ненцев и почитание животных. Особенно оленя – символа чистоты. Олени белой масти считались священными, их посвящали Нуму. Вторым по значению животным является собака. Обычно её приносили в жертву злым духам. Считалось, что если человек серьёзно болен, надо задушить напротив его изголовья собаку, она унесёт с собой хворь. Шкура волка в чуме по поверьям ненцев оберегает стадо от нападений. Почитались и некоторые рыбы: щука, осетр, налим, кунжа. Они считают, что каждый вид животного имеет своего хозяина, а его душа расположена в носу.

верования ненцев

Посланцы преисподней

Посланцы Нижнего мира могут проникать в мир людей в виде стаи волков, болезней и стихий. В чуме противостоит им собака. Мелких злых духов нгылеко, насылавших болезни, отпугивали звоном колокольчиков на одежде.

Жилище также находится под защитой домашних духов мяд`хахэ. Их каменные или деревянные фигурки, похожие на зверя или человека, держали напротив входа вместе со священными предметами. А при перемещениях перевозили в специальных священных нартах – хэхехан. Особо почитаема среди домашних духов хозяйка чума мядпухуця – покровительница семьи. Её изображение хранили на подушке старшей женщины или в сумке над её изголовьем. Часто на ней было много одежд: их шили в благодарность за исцеление или успешное родоразрешение.

верования ненцев

Храмы под открытым небом

верования ненцевБогам ненцы поклонялись в святилищах – своеобразных храмах под открытым небом. Там устанавливали идолов из камня или дерева и приносили им жертвы. Подобных мест было много, но центральным считалось то, что находилось на острове Вайгач. Здесь находилось несколько сотен божественных изваяний.

На вайгачское капище приходили даже ненцы из-за Урала. "Главные боги живут на концах Земли", -- говорили они, уверенные, что самые важные святилища находятся на отдалённых труднодоступных островах. Считалось также, что каменный идол Вайгача породил всех домашних идолов. Менее крупные культовые места располагались на пути кочевий ненцев: жертвы там приносили дважды в год – во время перегонов оленей.

Священное дерево ненцев – лиственница. Подношениями ей служили лоскуты ткани, шкуры животных, рога оленей. 

Бремя тадебя

Связь с духами помогал поддерживать шаман. У ненцев такого человека называли тадебя. Это звание передавалось по мужской линии и считалось не великим счастьем, а тяжёлым бременем, которое духи навязывали конкретному человеку.

Узнать о его избранности помогали знаки. Так, плёнка на темечке новорождённого или родимое пятно на его теле считали символом шаманского бубна.

Настоящим тадебя становились, пройдя 20-летний путь познаний и испытаний.

Главными атрибутами были бубен и колотушка, с помощью которых шаман совершал камлания. К помощи тадебя прибегали во всех важных случаях. Так, шаманы категории "выду тана" помогали лечить больных и предсказывать будущее, "я няны" – искать пропавших оленей и разрешаться роженицам, а "самбана" – проводить погребальные обряды.

Мир, где всё наоборот

Смерть (хась) у ненцев не считалась чем-то трагичным: душа человека переходила в иной мир, где обретала новую личину – двойника. Именно поэтому через семь лет после похорон, когда тело истлевало, из отщепа с гробового шеста делали символизировавшую его фигурку – нгытарма. Её хранили дома и передавали из поколения в поколение.

Потусторонний мир представлялся очень похожим на тот, что окружал человека при жизни, но там всё было наоборот. Не зря рядом с гробом ненцы оставляли продырявленные котелки, перевёрнутые сломанные нарты и втыкали в землю хорей. Считалось, что все эти вещи восстановятся в загробном мире и будут служить владельцу. Как и принесённые в жертву олени из упряжки.

верования ненцев

Хоронили умерших на родовых кладбищах (хальмерах) близ летних пастбищ. Учитывая климат, предпочитали наземный способ. Прямоугольный гроб (тинд) изготовлялся без единого гвоздя. В него клали одежду и вещи умершего, на поперечине гроба вешали колокольчик. По одной версии, для того, чтобы отгонять злых духов, по другой – чтобы дать покойному знать, когда кто-то пришел на кладбище. Считалось, что по возвращении с похорон нельзя оглядываться, иначе покойник заберёт кого-нибудь с собой. По этой же причине в течение нескольких лет имя усопшего избегали называть.

Сколько богиня отмерила

Причиной смерти ненцы считали волю богини Я’Миня, которая пишет документ жизни каждого человека, указывая и время смерти. Поэтому, когда кто-нибудь уходил в мир иной, люди говорили: "Написанная богиней запись подошла к концу".

Приближение смерти или болезни определяли по поведению зверей.

Если птица неожиданно залетала в чум, старожилы советовали вырвать из головы пучок волосков и разорвать его пополам – смерть или болезнь пройдут стороной.

Детям нельзя кричать или шуметь по вечерам, спать на спине – в такой позе лежат мертвецы. Плохой приметой считалось фырканье оленя перед дальней дорогой и вылетевшая из печной трубы искра.

Своеобразно выглядели у ненцев поминки. Их проводили весной до роспуска листвы. На кладбище убивали оленя, варили мясо, к готовой пище приступали не сразу – давали умершим угоститься паром.

Подземная цивилизация

верования ненцевОдно из интересных поверий связано с мифическим народом сихиртя (сиртя), обитавшем в заполярной тундре до прихода ненцев.

В сказаниях сихиртя описываются как беловолосые коренастые люди очень низкого роста. Они ловили рыбу, охотились, знали горное дело и вели ночной образ жизни. Однажды сихиртя исчезли: считается, что они переселились в сопки, где пасут мамонтов (земляных оленей). На поверхность тундры они выходят по ночам или в туман. Однако ненцам ничего хорошего встречи с ними не сулят – это отражено в эпических песнях и множестве суеверий. Так, детям и собакам запрещено рыть землю и осквернять водоёмы – иначе подземные жители могут разгневаться и навлечь беду.


Материалы по теме:
1539