В российской Арктике стало больше представителей коренных народов Севера и меньше русских. Об изменении этнического состава региона рассказала доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии Северного Арктического федерального университета Флера Соколова, сообщила 19 сентября пресс-служба САФУ.
Она сообщила, что в результате эмиграции и нисходящей демографической динамики общая численность русских в российской Арктике сократилась на 26,3%. Вместе с тем увеличилась численность 10 этнических групп коренных малочисленных народов: долган, ненцев, селькупов, хантов, чукчей, эвенков, эвенов, энцев, эскимосов и юкагир. Сократилось количество кетов, нганасан, саамов, чуванцев, чулымцев, единицами представлены кереки. Но, по данным ученого, в целом общая численность КМНС возросла на 23,3%.
Увеличилась численность выходцев из Армении, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Китая и Индии. В последние годы увеличилось количество выходцев из Украины в связи с политическим кризисом 2014 года.
Соколова отметила, что арктические регионы в целом характеризуются как территории с низким уровнем конфликтогенности. Однако есть несколько потенциальных угроз, среди которых возможный рост напряженности в отношениях между коренными и другими этническими группами.
"Свидетельство тому — активное муссирование "поморской темы" в 1990-х годах, когда группа людей, идентифицирующих себя как потомственных жителей Поморья, пыталась добиться статуса коренного малочисленного народа. Разногласия такого рода касаются предоставляемых государством льгот, например, представители коренных народов могут получить квоты на морской зверобойный промысел, а другие северяне — нет", – пояснила эксперт.
Еще одна угроза – раскол между коренным и пришлым населением. Последние занимают потенциальные места трудоустройства и обычно имеют более высокий уровень зарплаты, отметила Соколова. Также вымывание русского населения "таит угрозу нарастания этнической обособленности" и не позволяет в полной мере обеспечить защиту национальных интересов страны в регионе, уверена она.