Калмыки чтут и бережно хранят свою историю, обычаи и память предков. Подтверждение этому – старинный эпос "Джангар" – выдающееся фольклорное произведение, оставившее значительный след в культуре своего народа, своего рода проводник по обычаям и традициям калмыков.
Если верить исследователям-джангароведам, возраст данного памятника литературы переваливает за тысячу лет, и, на удивление, за прошедшие века он сохранился прекрасно. Благодарить за это стоит трепетно относящихся к своему наследию калмыков, передававших "Джангар" из уст в уста из поколения в поколение.
Богатырский эпос с калмыцким колоритом
Помимо некоторых исторических деталей, эпос содержит советы древних о том, как правильно воспитывать в человеке разумное, доброе, вечное и прививает читателям нормы этики и морали. Также в нём присутствуют восхваления или магталы двенадцати калмыцких богатырей, направленные на сохранение памяти о них, ведь, как гласит местная пословица: "Без похвалы нет богатыря". У каждого из древних воинов есть прозвище: Мудрый, Красивый, Выносливый и т.д. Всё это отсылает к давней традиции: в древности у калмыков было принято при встрече нахваливать собеседника, родственников, соседей. Было бы признаком плохого тона сказать что-то плохое, например, о юноше из своего хотона: в описании соседей он непременно был высоким, статным, неизменно мудрым и благочестивым, мастером своего дела.
На каждого богатыря приходится один магтал, в которой особенно подчеркивается самая выдающаяся черта восхваляемого. К примеру, про богатыря Гюзана Гумбе из его магтала можно узнать, что тот "занимал место 50 человек", иными словами, был мощным и сильным.
Хвалить женщин, а особенно жён, было не принято. Но из каждого правила есть исключения: в эпосе присутствует магтал, посвящённый жене самого Джангара, которую звали Ага Шавдал.
Кроме восхвалений, в тексте часто используются благожелания, или йорялы. В частности, йорялы произносили, отправляя в дальний путь богатырей Страны Бумбы.
В "Джангаре" прописан и распространенный калмыцкий обычай дарения. Богатыри вручали друг другу подарки, поскольку считали, что это поможет им победить соперников. Считалось, что подарок, сделанный от всего сердца, приносит удачу как получателю, так и самому дарителю. Примечательно, что традиции, применимые к богатырям и другим выдающимся людям, актуальны и для обычных калмыков.
Родственные связи у калмыков
К семье калмыки относятся с трепетом. Дурным тоном считается незнание своих корней, ведь каждый человек должен уважать предков.
Род калмыков определяется по мужской линии, так что самыми близкими родственниками были те, что приходятся родней отцу. Вплоть до седьмого колена их называли "торлмуд". Для того, чтобы уж совсем не путаться в хитросплетениях семейных связей, самыми близкими, или оорхн, в торлмуде считались родственники до четвёртого колена, а тех, что от пятого до седьмого, уже считали дальними, хол. Но, вне зависимости от близости родства, юношам и девушкам, приходящимся друг другу элгн-садн (родственниками) по стороне отца, было запрещено вступать в брак, поскольку кровосмешение считалось большим грехом. Дети в таких браках рождались хрупкими и болезненными, что приводило к постепенному вымиранию рода. Как ни странно, брак между родственниками по материнской линии не запрещался, напротив, даже одобрялся: считалось, что такие семьи будут счастливыми, крепкими и верными.
Родственники отца во всём считались главнее и важнее материнских: им доставались лучшие места за семейным столом, им первым позволяли произносить йоряль, они возглавляли отправляющихся за невестой сватов. Их считали людьми "одной крови". В случае, если кто-то из детей в семье оказывался сиротой, именно родственники по мужской линии принимали решение, что делать с ребенком и как ему помочь в такой ситуации. Если сиротой оставалась девочка, в будущем ее выдавали замуж за родственника дяди или брата.
Члены семьи по женской линии считались людьми "другой крови", поэтому при принятии важных решений их мнения в расчет не принимались. Тем не менее, в делегации сватов важное место занимал брат матери семейства.
Раньше калмыки жили в хотонах, одним большим кланом. Название хотону давали по имени главы семьи: Санджихн, Дорджихн и т.д.
Родственные связи были так важны, что при знакомстве в первую очередь калмыки задавали друг другу вопрос: "Чей ты? Откуда родом?". Благодаря такой традиции среди калмыков сохранились фамилии, а через них и имена предков.
Калмыцкие приметы. Хорошие и не очень
Калмыки относятся к жизни с оптимизмом и стараются видеть в знаках, которые им преподносят природа и жизнь, хорошие предзнаменования. Поэтому хороших примет у них больше, чем у представителей других народов.
Многие из них связаны с дождем:
- Когда человек отправляется в командировку или любую другую поездку по делам, хорошей приметой считается, если в это время идет дождь. В таком случае все желания путешествующего будут исполнены, а планы увенчаются успехом.
- Если дождь пойдет тогда, когда невесту забирают из дома в семью жениха, то в доме мужа ее ждет только хорошее.
- Когда семья собирается перевозить вещи на новое место жительства, и вдруг начинает идти дождь, не стоит огорчаться: в новом доме семью непременно ожидает счастье.
- Дождь в первый день весны – предзнаменование хорошего урожая и свежего, не засушливого лета.
Остальные приметы менее привязаны к погодным условиям и более разрозненны:
- Если в дом к женщине, которой скоро рожать, зайдет мальчик – значит, у нее родится мальчик, если же девочка – наоборот.
- Удачу приносит забота о старших: у человека, который помогает старикам в быту, приглашает их к себе и кормит горячей пищей, всё будет хорошо.
- Аналогичная ситуация и с детьми: искренняя радость ребенка, получившего от вас подарок, привнесет в вашу жизнь гармонию.
- В целом калмыки придерживаются мнения, что удача идет в руки дающему, поэтому лучшей едой принято делиться с гостями.
- "Если кто-то кинул в тебя камнем, кинь в него жиром": иными словами, на зло нужно отвечать добром.
- Если гость, пришедший в дом, споткнулся о порог, хозяев жилища ждет прибыль.
- У сына, похожего на мать, и дочери, похожей на отца, будет счастливое будущее.
Плохие приметы калмыков большей частью основаны на предчувствиях и личном опыте. Их главное предназначение - предупредить людей о надвигающейся беде, подготовить их к ней.
- Если человек складывает руки на животе, он таким образом обрекает себя на смерть в одиночестве, поэтому так делать нельзя, если вы, конечно, не добиваетесь такого результата.
- Часто плакать тоже не стоит, особенно лежа на животе лицом в подушку.
- Необходимо следить за тем, чтобы дети не плевались: считается, что такое поведение приведет к тому, что они сами или их потомки будут голодать.
- Если дети слишком сильно шалят – быть беде, ведь они ближе к "другому миру" и поэтому более тонко чувствуют надвигающиеся неприятности. В случае, если слишком сильно разбушевался мальчик – проблемы будут у его матери, в случае, если девочка – у отца.
- Нельзя забирать себе и вообще поднимать с земли потерянные кем-то драгоценности или деньги, поскольку счастья чужое золото не принесёт, а вот несчастья вполне может добавить.
- Помимо драгоценностей, с земли нельзя поднимать острые предметы: если они попались человеку на пути, значит, Бог предупреждает его об опасности, избежать которую можно только обойдя находку стороной.
- Женщинам нельзя мыть и расчесывать волосы ночью: в темное время суток в косах могут запутаться злые духи. Также нельзя расчесываться сухим гребешком: это сулит напрасные страдания.
- Выпавшие волосы нельзя разбрасывать где попало, иначе ум станет рассеянным.
- От собаки, которая внезапно начинала выть, избавлялись, чтобы она не накликала скорую смерть хозяина. В случае, если выть начинали несколько собак одновременно, готовились к чему-то ещё более страшному.
- Громкий смех, похожий на истерику – предвестник несчастья. Девушек, которые много смеются, старались не брать в жены: считалось, что такая будет держать мужа "под каблуком".
- Песни исполняются только стоя или сидя. Если человек поет в постели, то он испытывает злых духов и, скорее всего, скоро заболеет.