Песнь счастья

Песнь счастья

Строгости веселой чувашской свадьбы

 
 
 
 
14 июня 2017

Старинные свадебные песни чуваши сочиняли сообразно невесте, жениху, их семьям и родственникам. Поэтому ни одна свадьба не была похожа на другую.

Играли свадьбы чуваши в любое время года, главное, чтобы не в пост и не на убывающей луне. Эта традиция сохранилась и по сей день. А вот сама свадьба, которая раньше длилась несколько дней, теперь стала существенно короче. 

Каждое действие чувашской свадьбы заранее расписано. И этот церемониал никогда не нарушается. 

Предварительные шаги

Полюбив друг друга, молодые сообщают о своем решении пожениться родителям. Сначала отец жениха вместе с посредником (как правило, близким родственником) идут к родителям невесты знакомиться. Главные качества для топкача (так чуваши называют посредника) – красноречие и находчивость.

Переговоры начинает посредник, намекая, зачем пожаловали. Если родителям невесты кандидатура жениха нравится, они приглашают гостей за стол. Посредник выставляет привезенные с собой закуски: пиво "сaра", лепешки и домашний сыр "чaкaт". Долго гости не засиживаются: обговорив день сватовства, уезжают.

Чувашская свадьбаСледом за знакомством наступает черед сватовства (хер сурасни). В качестве сватов, которых всегда нечетное число, выступают женатые родственники мужского пола: отец, брат, крестный отец и др.

Невеста в комнату, где решается ее судьба, выходит только тогда, когда будущие сватья поняли, что нравятся друг другу, и пришел черед и на девушку посмотреть.

Согласие молодой спрашивает ее мать, получив оное, невесту усаживают за стол рядом с женихом и начинают обстоятельный деловой разговор: во время сватовства необходимо максимально конкретно проговорить все важные детали будущей свадьбы. 

Когда беседа закончена, жених и невеста идут за соседями и родными, которых обязательно угощают, рассказывая о скорой свадьбе. Перед отъездом невеста кормит сватов горячим супом и одаривает подарками. В том числе, обязательно передает презент будущей свекрови. А жениху достается нарядная рубаха.

Последние приготовления

С этого дня обе стороны тщательно готовятся к свадьбе. Невеста из своих подружек выбирает хeр cумeсем (свидетельниц), жених — дружков, а его родители — хaйматлaх (посаженых родителей) и туй пуce ("начальника" свадебного поезда). В обоих домах готовятся к пиру: варят пиво и стряпают праздничные кушанья.

За два-три дня до свадьбы сторона жениха едет к родителям невесты на сговор — кaмaлчав. В некоторых чувашских селах сохранилась традиция дарить в честь сговора символические подарки белого цвета: от носового платка, до отреза материи. Тканый презент преподносят со словами: "Пусть наши дети живут вместе до старости, пока не побелеют как этот платок (отрез и т. д.)".

Свадьба справляется примерно через месяц после сватовства. Торжества идут параллельно и одновременно и в доме невесты, и в доме жениха.

В родительском доме жениха сооружают шилек: подметают двор, четырьмя лавками ограничивают периметр, оставляя вход. В углу площадки ставят стол, рядом "сажают" молодую рябину или липу.

Точно также готовятся к торжеству и в доме невесты: наряжают разноцветными лентами свое деревце и обязательно, вешают на него белую чувашскую рубашку. Белоснежная одежда символизирует собой долгую и чистую будущую жизнь. Рядом с деревцем закапывают бутылку: ее в последствии разопьют те, кто будет разбирать свадебные "декорации".

Пока в домах полным ходом идут приготовления жених и его дружки времени зря не теряют: разъезжают по деревне и частушками созывают соседей на свадьбу.

Поезд счастья: остановка в доме невесты

Секрет веселой свадьбы – правильный подбор участников.

Два-три специально приглашенных гостя-"зажигалки" способны творить чудеса, вовлекая в веселье всех остальных.

Разрешение на начало гуляний дают старейшины, первой запевает – посаженная мать, в своей песне восхваляя семью жениха. Дождавшись благословения стариков и родителей свадебный поезд отправляется в путь.

чувашская свадьбы

Всю дорогу "пассажиры" поезда поют песни и частушки, в которых славят жениха и невесту.

Впрочем, подшутить над молодыми также не возбраняется: обижаться на свадебные припевки не положено.

Услышав приближение поезда, подружки "крадут" невесту и прячут ее в амбаре или у соседей.

У закрытых ворот свадебный поезд ожидают сестры или подруги будущей жены и женатая пора более старшего возраста.

Просто так в дом не проникнуть – только через выкуп, честь оплатить который возлагается на туй пуce. Не пожадничал – получил кружку пива и приглашение зайти в дом. В избе "начальника" поезда сажают на почетное место.

Хочешь, чтобы место было не только почетным, но и удобным? Оплати подушку и не спускай с нее глаз: зазеваешься, подружки живо утащат, чтобы получить за нее выкуп заново.

Следом за туй пуcе приезжает жених со свитой. Их, хлебом-солью, встречают родители невесты. К ногам молодого расстилают домотканое белое полотно или ковровую дорожку, на хлеб обязательно кладут деньги.

Каждому вошедшему в дом подносят кружку пива, подают угощения. Лишь основательно подкрепившись, жених и посаженный отец отправляются на поиск суженой. Подружки перестарались и невесту так просто найти не удается? Подсказки можно купить за деньги.  Средства понадобятся и после нахождения "пропажи": выкупы различного рода чуваши уважают. 

Свое сокровище в дом жених заносит на руках. Сажают молодых под иконы, в красный угол, по обе стороны от пары – гости со стороны жениха.

Веселье, сопровождаемое песнями и плясками, идет непрерывно. "Отвечают" за этот многочасовой марафон подружки невесты и дружки жениха. Чем больше песен будет спето, чем разнообразнее они окажутся, тем лучше запомнится свадьба.

Жених с невестой участия в общем гулянии не принимают, они ожидают традиционного благословения от родителей невесты. Его черед приходит через 2-3 часа после начала свадебного пира. Гости и родственники покидают помещение, за столом остаются мать и отец молодой, перед ними встают жених и невеста.  Знак родительского благословения – белый сверток, в котором лежат икона Богородицы, три вышитых полотенца и хлеб.

Получив благословение, молодые под пение посаженной матери, уезжают в дом жениха. С собой забирают перину и подушки, выкупленные посаженным отцом.

Поезд счастья: конечная – дом жениха

Хлеб-соль, домотканое полотно, — встреча невесты проходит по точно такому же сценарию, как и встреча жениха.

В дом молодых заводит посаженый отец. Первом делом невеста "пристраивает" подарки своей матери: ставит в положенное место икону, вешает полотенца. От матери жениха сын и его невеста в качестве благословления принимают ковш пива.

Хорошую невесту не грех и похвалить! Причем, не один раз! Тем более, что для этого есть специальные хвалебные песни, которые исполняют туй арaмeсем.

Следующие гости – гонцы с приданым невесты – приезжают на отдельном свадебном поезде со своими песнями и шутками. Вручив приданое, молодежь проходит за накрытый стол.

Покрытие головы невестыА невесту в это время посвящают в жены. Специальный обряд "арaм туни, сурпан сырaнтарни" проходит в отдельном помещении: из подвенечного платья молодую переодевают в традиционный чувашский свадебный наряд. Обязательная часть обряда – покрытие головы. Раньше девушке повязывали традиционную женскую повязку – сурпан, в наши дни – вышитый платок. Руководит преображением невесты в жену молодая замужняя женщина, у которой удачно складывается семейная жизнь.  

Обновленную невесту к гостям выводят жених, посаженный отец и гармонист.

Первый танец молодых — ceнe cын ташши — проходит под дождем монет, которые возлюбленные собирают, не прекращая танцевать.

Следом в пляс пускаются и гости: веселое гуляние продолжается до глубокой ночи.

А по утру они проснулись…

По мнению чувашей, лучшее начало семейной жизни – совместный поход к колодцу. Разбуженные посаженным отцом, молодые отправляются за водой. Точнее, за водой идет молодая жена, а муж, друзья, музыканты и посаженный отец сопровождают ее на этом непростом пути.

Обряд хождения за водойПросто зачерпнуть воду недостаточно. Сначала в игру вступает посаженный отец, который набрав воды отдает ведра мужу. Молодой выливает воду на землю. Ритуал повторяется трижды. Затем та же процедура проделывается женой. И лишь на третий раз молодая женщина вешает полные ведра на коромысло и идет в сторону дома. "Свита" внимательно наблюдает за ней: важно на протяжении всего пути не пролить ни капли.

У этого обряда есть символическое значение: отныне девушка стала членом новой семьи, на которую ей предстоит безропотно работать.

А в доме невесты в этот самый момент разбирался шилек – последнее свидетельство незамужней жизни – и распивалась закопанная накануне бутылка.

Хотя современные свадьбы стали короче и проще, основной церемониал в сельской местности сохранился и в наши дни. Время показало, самые "живучие" спутники свадьбы – песни и частушки, коих в Чувашии и сейчас знают несметное количество!

Материалы по теме:
1442