Христиане или язычники? эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Христиане или язычники?

Формирование народа мари началось в первом тысячелетии нашей эры. Упоминания о марийцах историки находят в трудах готского историка Иордана, а также в древнерусской летописи "Повесть временных лет". 

Луговые, горные и восточные

Мари (марий, мары, маре) на русский переводится как "мужчина" или "человек". Марийцы большей частью проживают в Марий Эл, а также в городах и селениях Уральского и Приволжского округов Российской Федерации. Численность народа, согласно последней переписи населения, составляет чуть больше 547 тысяч человек. Марийский язык относят к финно-угорской группе уральской языковой семьи.

Выделяют три этнические группы – луговые, горные и восточные мари. Официально мари придерживаются православия, но это не мешает сохранению марла вера – традиционной марийской религии, которой придерживаются в основном восточные и луговые мари. Как у столицы, так и практически у каждого селения есть свои священные рощи, где регулярно проходят массовые моления. Считается, что священнослужители – карты – умеют разговаривать с деревьями.  

На формирование марийского этноса оказали влияние соседи-тюрки: чуваши, татары, волжские булгары. Любопытно, что во времена покорения Москвой Казанского ханства марийцы выступали в военном противостоянии как на стороне русских, так и на стороне их противников. Марийцы весьма воинственный этнос, но в обычной жизни очень дружелюбны, отзывчивы и гостеприимны.

С 1920 года существует национально-территориальное образование в рамках российского государства. Сейчас это республика Марий Эл. 

Народная культура и праздники

Этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске (Республика Марий Эл)Традиционное занятие мари – сельское хозяйство. С давних времён они занимаются земледелием и разведением домашнего скота: лошадей, овец, коров и т.д. Марийские сельские общины позапрошлого века обычно включали в себя несколько селений. При этом нередко встречались смешанные – марийско-русские, марийско-чувашские общины. Дома к XIX веку черемисы, а именно под этим именем марийцев знали в Российской империи, строили уже вполне по русскому обычаю: ставилась срубная изба с сенями и клетью, внутри возводилась русская печь, обустраивался красный уголок с иконками. Летом марийцы перебирались жить в кудо – небольшую срубную кухоньку с земляным полом и кладовыми помещениями на втором этаже, из которой было удобнее уходить на работы в поле. 

Большинство обрядовых ритуалов и народных праздников земледельцев-марийцев связано с сельскохозяйственным календарем. Большинство, но не все.

Новый год – У Ий Пайрем – марийцы встречали первого января. Святочная неделя – Шорыкйол – отмечается в те же дни, что у других православных народов России. Но несмотря на христианский характер праздника в нем присутствуют языческие отголоски. Само слово "шорыкйол" переводится с марийского как "овечья нога" – именно в эти январские дни люди совершали традиционный ритуал дёрганья овечьей ноги, призывая тем самым хороший приплод домашнему скоту, а также благо и успех в свои семьи.

"Гвоздём" праздничной программы в дни Шорыкйол было шествие ряженых, во главе которых шли Старик Василий и его Старуха. Сельские жители щедро одаривали их сладостями и напитками. Считалось, что богатство подношений символически притянет к жертвователям всё самое лучшее в наступивший год.

Начало февраля у марийцев знаменуется празднованием Конга Пайрем (на русский язык словосочетание переводится как "праздник печки"). В этот день – 12 февраля – практически в каждом доме черемисских селений во всю мощь пыхтела печь, преподнося хозяевам вкусные блюда: каши, пироги, блины и сдобные румяные караваи.

Масленичная неделя наступала с 20-го февраля. Как и у славян в Уярню (то есть, Масленицу) провожали зиму и встречали весну. В течение целой недели марийцы веселились со всей широтой своей беззаботно-народной души: много ели и пили всяческой вкуснятины, пели и танцевали, играли во дворах и на улицах в снежки.

12 апреля, в конце Пасхальной недели, марийцы справляли праздник Кугече (Большая Среда Пасхи). Кугече прежде всего связан с традиционным поминовением умерших родственников. Исполняя в течение Пасхальной недели разного рода магические обряды, марийцы просили защиты у ушедших в иной мир предков, просили их о мире и благополучии.

Лето для черемисов начиналось с большого сельского праздника Ага-пайрем (праздник пашни), проходившего после окончания весеннего сева. В этот день мари приносили в жертву языческому божеству плодородия национальные кушанья: ватрушки, мёд, яйца, сырники, пиво и квас и т. д. Любопытно, что в тех районах, где марийцы соседствовали с башкирами, Ага-пайрем зачастую проходил вместе с Сабантуем.

2 августа отмечали Угинде — праздник урожая, после которого начинались уборочно-полевые работы.

Обрядовые праздники мари – это не "дела давно ушедших дней". В республике и других регионах, где живут мари, чтят национальные традиции. Инициаторами большинства народных гуляний являются национальные активисты, в большинстве своем люди молодые. 

Тэги
Поделитесь статьей