Мустафа дорогу строил...

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Мустафа дорогу строил...

Нынешнее поколение молодых людей вряд ли видело "Путевку в жизнь" (в 2011 году ленте исполнится восемьдесят лет), поэтому едва ли может себе представить, какой оглушительный успех выпал на долю первого в советском кинематографе звукового художественного фильма. Картина с триумфом прошла по экранам ста с лишним стран. И везде прессу переполняли восторженные отзывы. Газеты писали: картина "имеет жесткую кожу и нежную душу". Критики сразу отметили игру Йывана Кырлы — исполнителя одной из главных ролей — беспризорника Мустафы.

Поначалу Николай Экк (режиссер "Путевки в жизнь") планировал на эту роль другого актера, но, как это часто бывает, в дело вмешался случай. На рабочем просмотре первого эпизода фильма — облава на беспризорников в подвале разрушенного дома — из бочки высунулся смешной паренек с озорными глазами, в немыслимой дамской шляпе и с деревянной ложкой, подвязанной тряпицей к щеке. Когда, хитро улыбнувшись, он произнес "ку-ку" и снова нырнул в убежище, зал разразился хохотом. "Да вот он, Мустафа! Лучше не найти!". Вопреки распространенному мнению, Мустафа Ферт — не татарин, а мариец. Именно на марийском он поет в фильме песню, да и в разговор своего героя иногда вставляет словечки из родного языка. 

Кирилл  Иванов (настоящее имя актера) родился 17 марта 1909 года в деревне Купсола тогдашней Вятской губернии. Помимо него в семье было еще двое детей. В 1921 году глава семьи, Иван Семенович, был убит кулаками. Будущему Мустафе пришлось побывать и пастухом, и батраком, и даже просить милостыню... 

Но сельскую школу он все же окончил и в 1926 году по комсомольской путевке  поступил на Марийское отделение  рабфака Казанского университета. Там-то, в художественной самодеятельности и открылся актерский талант Йывана Кырлы. Впрочем, этот псевдоним, в переводе с марийского означающий "Кырла сын Йывана" ("Кирилл сын Ивана"), он возьмет себе позже. А тогда прозорливые преподаватели рабфака дали ему направление в Государственный техникум кинематографии (нынешний ВГИК), студентом которого он и стал осенью 1929 года. Позже его вместе с другими студентами отобрали для участия в массовке на съемках "Путевки в жизнь". Остальное уже известно. 

                                                                     Народная любовь 

Трудно сказать, кто еще в нашем кино смог так  сыграть беспризорника. Разве что, Александр Кавалеров (Мамочка из "Республики ШКИД"). Но тогда "ШКИДа" еще не было, как не было и фильма "Чапаев", и озорной, обаятельный (а главное, живой) Мустафа резко выделялся среди многих одноцветных героев тогдашнего советского кино. Как знать, может быть и поэтому, в прокате ряда стран "Путевка в жизнь" имела другое название — "Мустафа". 

У нас же в  стране после выхода фильма молодой  актер "Кырла сын Йывана" сразу  стал народным артистом (хотя официально почетных званий он так никогда и не был удостоен). Реплики его героя сразу же растащили на поговорки. Мы до сих пор частенько повторяем: "Ловкость рук и никакого мошенства". 

С Кырлой невозможно было ходить по улицам Москвы — его  тут же окружала толпа поклонников. А он в ответ дурачился: то рассказывал народу, что это не он, а его брат играл Мустафу; то изображал из себя иностранца и радовался как мальчишка, когда его принимали за японца... 

После выхода "Путевки  в жизнь" Н.Экк придумал для  Кырлы концертную программу, в которой  актер выступал в костюме и  гриме Мустафы. Афиша гласила: "Только одна гастроль  известного киноартиста, исполнителя главной роли в нашумевшем звуковом фильме "Путевка в жизнь" — МУСТАФА (Йыван Кырла)". Сценарий выступления в общих чертах был написан Н.Экком, но Мустафа не был бы Мустафой, если бы не импровизировал. 

Гастроли имели  огромный успех. Как вспоминал  Михаил Жаров, партнер Кырлы по фильму: "Зрители разбивали двери кинотеатров... Хотели видеть живого Мустафу!" 

Но как это  нередко бывает, ярко вспыхнув в  одной роли, Кырла уже не смог повторить этот успех. После "Путевки  в жизнь" была еще лента "Наместник  Будды", в которой он снялся в  роли буддистского ламы. Но кто сейчас помнит этот фильм? 

                                                                           Еду я на родину

В середине тридцатых  годов для актера наступили трудные  времена: творческая неудовлетворенность, привязанность к алкоголю, увольнение с работы... Стремясь вырваться из этого круга, Кырла в начале 1937 года принимает предложение переехать на работу в Йошкар-Олу, в Марийский государственный драматический театр. 

Но сыграть  он там успел только одну эпизодическую  роль без слов в инсценировке повести  А.Пушкина "Дубровский". Через  два месяца после его приезда  на родину, как врагов народа, арестовали директора театра и представителей власти, которые пригласили актера на работу. А в ночь с 23 на 24 апреля был арестован и он сам. 

Члены театрального коллектива дружно осудили его, припомнили все "контрреволюционные" высказывания ("арестовывают невиновных", "нет заботы о подготовке национальных кадров")... Поставили в вину даже то, что он ходил в шляпе, при галстуке-бабочке и с тросточкой — "антисоветское" поведение. 

В "обвинительном  заключении" утверждалось: "Обвиняется в том, что, будучи членом подпольной националистической организации, вел контрреволюционную агитацию, разжигал среди мари чувство ненависти к русским". 

13 августа 1937 года Кырлу приговорили к 10 годам лагерей. По иронии судьбы  отбывал он их на строительстве  Беломорканала, где подобно своему киношному герою строил железную дорогу. И приходилось ему слышать песенку про себя: "Мустафа дорогу строил..." (И в лагерной жизни многие звали Йывана Кырлу Мустафой.) 

После начала Великой  Отечественной войны заключенных  из Карелии перевели на Северный Урал. Здесь, в Краснотурьинском лагере, 3 июля 1943 года заключенный Иванов Кирилл Иванович (Йыван Кырла) умер от голодного истощения. (Посмертно реабилитирован в 1956 году.) 

Много лет спустя Николай Экк воспоминал: "С разными актерами приходилось мне работать, но до сих пор я вспоминаю сердечного и добродушного паренька-марийца, вспоминаю его обворожительную улыбку, которая согревала нас, радовала и доставляла немало веселых минут. Улыбку, о которой писали многие газеты мира и запомнили все, кто видел его в одной-единственной роли — в "Путевке в жизнь". 

Тэги
Поделитесь статьей