31 октября в Астрахани состоялось долгожданное заседание президентского Совета по межнациональным отношениям. Долгожданное – потому как последний раз этот Совет собирали без малого полтора года назад, да и то вместе с Советом по русскому языку. Какие же важные вопросы обсудили с главой государства?
Долгая пауза
Вообще-то по положению собираться этот совещательный орган при президенте должен не реже одного раза в полугодие. И затянувшаяся почти в три раза пауза воспринималась по-разному. Одни говорили о потере интереса власти к национальной проблематике на фоне внешнеполитических проблем. Особо въедливые вспомнили о некотором уменьшении сумм и количества президентских грантов, выделяемых на эту тематику. Другие уповали на кризис идей в области дальнейшего обустройства нашего межнационального общежития.
Стратегию приняли скоро уже четыре года как, специальное ведомство – Федеральное агентство по делам национальностей – полтора года назад создали. Что ещё нужно? Ведь каждый совет – это не просто посиделки в приятной компании с президентом страны, а прежде всего принципиальные решения, которые по поручению главы государства потом с той или иной степенью быстроты воплощаются в жизнь.
На сей раз таким решением, похоже, станет закон "О российской нации".
Любопытно, что в выступлении руководителя ФАДН России Игоря Баринова много говорилось о готовности взять на себя полномочия по адаптации мигрантов, но ни слова не было сказано о новом законе. Хотя в последнее время сотрудники его ведомства не раз озвучивали идею закона на разных площадках.
Право нации
Принять федеральный закон под условным названием "Формирование российской идентичности" или "О принципах формирования российской идентичности и основах этнокультурного развития в России" предложил академик Валерий Тишков. Его поддержал экс-министр по делам национальностей, завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов, заявив, что пора уже перейти от стратегии к федеральному закону, который вобрал бы в себя все новации и назывался бы "О российской нации и управлении межэтническими отношениями".
Владимир Путин идею одобрил, и буквально через два дня комитет по делам национальностей Госдумы сообщил, что начал работу над законопроектом о российской нации. Однако председатель комитета Ильдар Гильмутдинов был крайне осторожен в оценках: "Как только мы придём к пониманию, что это, и разработаем техническое задание, станет понятно, что будет в содержании этого закона".
Его настороженность объяснима. Пока абсолютно непонятно, что именно будет регулировать этот закон.
Всё нынешнее российское законодательство действует в отношении граждан страны, а вовсе не народов. Коллективного права народов на что-либо у нас нет.
А его появление предполагает корректировку всего законодательства. От такой перспективы захватывает дух.
Если упрощённо, то законы пишутся для того, чтобы регулировать отношения между кем-то и кем-то по поводу чего-то. Согласно последней переписи, у нас 193 народа, теоретически это означает, что закон должен чётко описать отношения каждого с каждым. Математические расчёты показывают, что речь идёт о 18 528 (!) отношениях. Ещё интереснее вопрос о том, что именно будет предметом регулирования и разграничения в этих отношениях. Доступ к ресурсам – культурным, природным, иным? Пользование территориями? Есть мнение, что закон будет рамочно-декларативным, фиксирующим единую политическую нацию. Предположений множество, и сегодня сложно наверняка понять, что это будет за закон. Впрочем, у него уже появились откровенные противники. Первый заместитель председателя комитета ГД по делам национальностей, депутат от КПРФ Валерий Рашкин поспешил заявить, что закон будет "нагнетать и эскалировать национальные конфликты".
Транссиба маловато будет
Чтобы ощущать себя единой нацией, мало духовных и культурных скреп, согражданам нужно обеспечить высокую мобильность передвижения по собственной стране.
— Нужны скоростные магистрали между крупными российскими городами, и одной Транссибирской магистралью здесь не обойтись, — так неожиданно развернул разговор о российской нации Валерий Тишков.
По мнению академика, концентрация уже почти 15% населения страны в столице для здорового и стабильного развития нации – дело опасное. Он даже предрёк конфликты из-за того, что в подмосковных новостройках массово селятся "активные жители от Кавказа до Камчатки или их дети", обладающие 2-3 млн рублей.
Делать жизнь комфортной и развивать жилищное строительство в разных регионах страны, чтобы не провоцировать напряжённость, — дело хорошее, но явно выходящее за пределы функционала членов Совета по межнациональным отношениям, где из министров были лишь отвечающие за культуру и образование. Как здесь не вспомнить почившее в 2014 году Министерство регионального развития, которое, собственно, и создавалось как структура для комплексного решения различных вопросов, в том числе и национальных.
Однако многие члены нынешнего Совета в своё время весьма жёстко высмеивали невозможность одновременно "заниматься канализацией и межнациональными отношениями".
Шантаж и полезные услуги
Аккурат в день заседания Совета правительство опубликовало перечень и критерии оценки общественно полезных услуг, которые могут оказывать социально ориентированные некоммерческие организации. Там много всего перечислено – от помощи безработным и инвалидам до санаторно-курортного лечения молодёжи, но межнациональная тема и адаптация мигрантов – отсутствуют. Документ накануне утвердил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Исправить ситуацию, дополнив свежий перечень услугами этнокультурных общественных объединений, президента попросил председатель общественного совета Московского дома национальностей Владимир Зорин.
Вообще этнические НКО уже не первый год мечтают о госбюджете. Тему не единожды поднимал глава ФНКА российских немцев Генрих Мартенс. Вот и на сей раз он посетовал, что ни в Федеральной целевой программе укрепления единства российской нации, ни в разрабатываемой государственной программе по нацполитике не предусмотрена господдержка федеральных национально-культурных автономий.
ФНКА регулярно получают президентские гранты, но их, по мнению Мартенса, недостаточно, чтобы "решить те задачи, которые перед нами стоят", и даже недвусмысленно намекнул, что "отсутствие такой поддержки заполняется из-за рубежа и, наверное, это не совсем желательный подход".
Что ж, метод мягкого завуалированного шантажа властей давно и не без успеха используют разного рода правозащитные организации, которые сначала получали изрядное финансирование из-за рубежа, а теперь неплохо себя чувствуют на российских грантах. Чем, спрашивается, этнические НКО хуже?
В продолжение идеи господдержки прозвучало предложение выделить отдельного оператора, который имел бы бюджет на грантовую поддержку исключительно этнических проектов и национально-культурных автономий.
К единому знаменателю
Столь серьёзные отношения с государством предполагают солидность в смысле реального представительства интересов больших групп людей со стороны партнёра в лице этнокультурных организаций. На это и было нацелено предложение президента Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России Мехрибан Садыговой подчинить все региональные и местные автономии федеральным, т.е. выстроить жёсткую вертикаль внутри общественных организаций. Для чего изменить федеральный закон о национально-культурных автономиях:
— Это помогло бы консолидации и централизации всех. Потому что, к сожалению, на местах каждый сам себе король.
Президент Путин удивился и попросил уточнить, в чём проблема, неужели так много разнородных организаций, на что академик Тишков пояснил, что ФНКА оторваны от регионов:
— Они существуют только в Москве, и никто их не знает.
Вопрос, кто реально стоит за теми, кто представляет в экспертном сообществе институты гражданского общества, никогда не был простым.
Состав Совета по межнациональным отношениям с момента своего создания в 2012 году изменился незначительно. В основном это касалось персоналий, занимавших те или иные должности во власти, например, место ушедшего в Госдуму Вячеслава Володина занял Сергей Кириенко – первый заместитель руководителя администрации президента. Общественных организаций, построенных не по этническому принципу, но занятых межнациональной тематикой, в Совете всего две. А самый многочисленный народ – русские – формально представлен только депутатом Государственной думы Алексеем Журавлёвым, председателем Общероссийской организации "Родина – Конгресс русских общин".
И вполне естественно, что сейчас каждый участник радеет именно за свой этнический участок единой российской нации. Президент Общероссийской общественной организации "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", депутат Государственной думы Григорий Ледков настоятельно попросил президента об отдельной встрече "от имени 40 народов представить своих лидеров и обсудить насущные вопросы". Руководитель ФНКА греков Иван Саввиди предложил более активно использовать автономии народов, большая часть которых живёт за пределами страны, для народной дипломатии и продвижения российских интересов за рубежом.
Год и Дворец единства
Живой отклик у президента вызвала идея провести Год единства народов России. Вместе с ней прозвучало и предложение построить в Москве Дворец единства народов России "с хорошими помещениями для методической работы, концертным залом, библиотекой, музеем". В нынешней экономической ситуации идея с финансированием строительства дворца кажется утопичной. А вот Год единства вполне может появиться, тем более что ФАДН России взял курс на массовые мероприятия, и даже в докладе на Совете не без гордости прозвучали цифры о проведении 1100 региональных мероприятий с участием более 200 тысяч человек.
Полтора года ожиданий не были напрасными. Идей и предложений на Совете по межнациональным отношениям прозвучало столько, что на их реализацию понадобится много времени, интеллектуальных сил и финансов. Результат обещает быть интересным.
Тэги