Имперский орёл на рубле

Имперский орёл на рубле

Русский художник националист Иван Билибин

 
 
 
 
16 августа 2016

140 лет назад в небольшом селе под Санкт-Петербургом родился художник, с рисунками которого многие знакомы с самого детства, — Иван Яковлевич Билибин.

Иван-Железная рука — так прозвали его товарищи за невероятную упорность в работе и точность рисунка. Художник изображал древнерусский быт, старинные костюмы и утварь не только с поразительным мастерством, но и с большими знанием и любовью.

Работая над иллюстрации к сказкам "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточ­ка", Билибин провел три лета в Весьегонском уезде Тверской губернии. Особенный стиль художника состоит не только в четкой графической работе, но и в особенном внимании к деталям, орнаментам, костюмам. Героини сказок на его рисунках одеты в народные сарафаны с традиционными вышивками.

По заданию этнографического отдела Русского музея Билибин совершил несколько экспедиций на Русский Север: Архангельская, Вологодская, Тверская, Олонецкая губернии, чуть позже Карелия и Кижи.

"Для всякого русского исторического художника не­посредственное ознакомление с Севером имеет громадное значение. Это — его Рим, это — главное место его специального художественного образования", — пишет Билибин.

В своих статьях он называет северные губернии "углом, где еще теплится, загасая, последняя искра древних русских укладов".

По словам второй жены художника Рене О"Коннель, у Ивана Яковлевича в личной коллекции было шесть полных комплектов русских женских костюмов с головными уборами. Эти костюмы служили ему подсобным материалом при его работе над иллюстрациями к сказкам и были­нам.

От революции и Гражданской войны художник уезжает за границу, но и там остается верен себе — он разрабатывает костюмы и декорации для русской оперы. "Я националист, — признается он в эти годы. — Так как я большой националист и очень люблю Россию, то я люблю также и всех тех, кто любит Россию‚ русскую культуру. Национальное есть мощь народа, если оно основано на любви к лучшим духовным проявлениям нации, а не на приверженности её случайной внешней политической обстановке".

В 1936 году он возвращается в Ленинград, где становится преподавателем в старейшем и крупнейшем в России художественном учебном заведении — Всероссийской Академии художеств. В сентябре 1941 года 65-летний Билибин отказывается от предложения эвакуироваться из осажденного Ленинграда в глубокий тыл. "Из осажденной крепости не бегут, ее защищают", — написал он в ответ наркому просвещения. Первую блокадную зиму знаменитый русский художник не пережил.

Даже если вы никогда не видели иллюстраций Билибина, одна из них наверняка есть у вас под рукой прямо сейчас. Это тот самый двуглавый орел, изображенный на монетах "Банка России", выпущенных до 2016 года. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства. С 1992 года билибинский орел вновь стал официальным русским символом.

Материалы по теме:
5564