Играй, цыганская душа!

Играй, цыганская душа!

Почему цыгане исполняют танцы всей семьей

 
 
 
 
3 июня 2016

Цыганский танец с его страстностью и буйством красок завораживает и одновременно заражает весельем. Чтобы понять, какие чувства кипят в душе танцора, корреспондент "ВП" отправилась на первый в Волгоградской области фестиваль-конкурс цыганских песен и танцев "Лоли Пхабай", или "Красное яблочко".

Вслед за табором

Яркие колоритные наряды, сильные голоса и буря эмоций. Хочешь не хочешь, а уйдешь вслед за табором, если не в небо, то в ансамбль. Вот и первые участники праздника признаются – любовью к цыганским танцам их заразили родные и друзья. Поэтому среди тех, кто выходил в этот день на сцену, немало цыган не по крови, а по душевному состоянию.

Аню Кравченко в ансамбль "Чергэн" привела мама, и десятилетняя девчушка сразу полюбила танцы этого кочевого народа, хотя в ее роду не было цыган. А вот восьмилетнюю Алину Калмыкову само происхождение обязывает исполнять цыганские танцы.

Пока идет подготовка к конкурсу, маленькие участницы с интересом наблюдают за движениями взрослых.

– В своем выступлении сегодня мы изображаем цветочки, – наперебой рассказывают Аня и Алина. – В волосах у нас заколоты розочки – мы словно живые цветы в поле.

Когда только-только начинали заниматься цыганскими танцами, говорят девочки, не умели совсем ничего. Но, как только надели юбки, все пришло само собой.

Интернациональный состав

Изучать цыганские танцы сегодня все чаще приходят представители разных народов. Раскрыть национальный характер и передать колорит им удается в полной мере, считает цыганка, руководитель народного самодеятельного ансамбля песни и танца цыган "Бахт туменди" Надежда Попукалова.

– У меня занималась девочка-армянка. Когда она пришла, ей не было и пяти лет. На первых занятиях она просто повторяла движения, но потом в ней что-то словно открылось, и наши танцы она продолжает исполнять до сих пор, хотя давно учится совсем другим танцам в музыкальной школе, – вспоминает ученицу Надежда Викторовна.

Чтобы передать всю душу этого народа в песне или танце, вовсе не обязательно быть цыганом по крови.

– Иногда смотришь – все красиво, но человек просто двигается на сцене, а когда это делают с душой, появляются и искорка, и задоринка. То же самое и с песней – если ты ее не почувствуешь, не проживешь, не вложишь свои чувства, песни не будет, – говорит Надежда Викторовна.

Носители цыганской культуры говорят, что на сцене нужно не двигаться, а проживать историю – так, как чувствуешь ее. Передать всю тонкость и танца, и мелодии через свою душу. Нельзя что?то "изображать" – в основе цыганского танца всегда живые эмоции и естественная завораживающая улыбка.

– Если ты хочешь передать свое веселое, задорное настроение зрителям, улыбка должна просто расплываться, – говорит Надежда Викторовна. – В романсах все передается иначе – в интонациях, голосе. Каждая песня должна иметь свое лицо.

Цыганские мелодии ребенок впитывает с молоком матери.

– На любых праздниках и торжествах в круг выходит вся семья независимо от возраста, – рассказывает о традициях своего народа Надежда Попукалова. – Танцуют даже младенцы, сидящие на руках матерей.

Эти знания передаются детям генетически – артистические способности у цыган врожденные, причем необязательно для этого жить в таборе и кочевать.

В паре только девушки

Когда на сцену вызывают родителя, танец подхватывает вся семья. Дети должны показать симпатию своим отцу и матери – исполнить так называемые поклоны. Пригласить на танец можно только родственника. У цыган не принято, чтобы девушки приглашали парней или танцевали с ними.

Много особенностей и тонкостей в исполнении фольклора этого народа связано с костюмом.

– На юбку идет шесть метров ткани, клинья вшиваются не от талии, а от середины "солнца" – они словно огонь. Работать ей тоже надо уметь, – рассказала Надежда Викторовна. – Можно просто держать юбку в руках, а можно полыхать ей, играть, изображая бабочку.

На цыганских застольях женщины всегда сидят отдельно от мужчин, запрет распространяется и на танцевальную часть.

– Еще бабушка говорила, когда танцуешь с папой или братом, не прикасайся к нему – цыганке не положено задевать мужчину юбкой, – замечает напоследок Надежда Викторовна.

Кстати:

Особенностью танца русских цыган является композиция: постепенное нарастание темпа, от медленного в начале до очень быстрого, энергичного в конце. Особое внимание уделяется сложной игре ног.

В мужском танце характерное движение – быстрое, ритмичное обхлопывание себя. В женском – грациозные, выразительные движения рук, бой плечами

"Волгоградская правда"


Материалы по теме:
3238