Наследники "Страны Нукрат"

Наследники "Страны Нукрат"

В удмуртской деревне говорят на прататарский языке

 
 
 
 
27 ноября 2008

Есть в Удмуртии островок, где живут по казанскому времени и говорят на редком языке, – это татарская деревня Кестым. Предки нынешних кестымцев – кочевники: исходив множество земель, однажды решили остаться в верховьях реки Чепцы. Построили городище и основали княжество, назвали которое "Страна Нукрат".

Нынешние кестымцы - 852 человека - ведут свою родословную с конца XVIIвека от братьев Мухаммедкула и Мавлямбердыя Касимовых. Так что практически все жители деревни приходятся друг другу в той или иной степени родственниками. И большинство из них, естественно, носит фамилию Касимов.

Само собой разумеется, традиции в Кестыме свято берегут, а своей самобытностью гордятся! Особенно - уникальным наречием, в котором сохранились в большом количестве архаизмы разных языков. Специалисты выделяют элементы булгарских, печенежских говоров. Кестымцы любят рассказывать следующую историю. В Стамбуле на лингвистической конференции с докладом выступала уроженка Кестыма. И один лингвист - турок по национальности - поинтересовался, откуда она родом, и сказал, что ее язык сильно отличается от остальных тюркских языков. По сути, это прататарский язык. В наше время им владеют немногие. В Татарстане он почти утрачен, и многие жители республики просто не понимают своих удмуртских братьев.

У кестымцев даже своя звезда есть! В 1939 г. учитель математики местной сельской школы Ибрагим Валиуллович Ахмаров, увлеченный астрономией, открыл комету. Без мудреных приборов и специального оборудования! Раньше своих профессиональных коллег астрономов! Между прочим, комета Ахмарова-Юрлова к нам еще обязательно вернется... правда, по прогнозам ученых произойдет это через 7 тысяч лет...

Еще один повод для гордости - красавица-мечеть. Построил ее на свои средства вместо прежней, сгоревшей в 1903 году, один из местных купцов, Гусман - опять-таки Касимов. Форма сооружения совершенно необычна. Издалека напоминает каравеллу, вернувшуюся из далекого плавания и вставшую на якорь в центре деревенского мира. До революции муллы со своими учениками изучали Коран - Кестым в то время слыл крупнейшим центром мусульманской культуры. Сегодня приходят послушать проповедь в основном старики. Молодежь можно увидеть лишь по праздникам. Зато теперь у имама появилась возможность обращаться сразу ко всем верующим, не только Кестыма, но и всей округи. На крыше мечети оборудованы динамики, звук из них разносится не хуже, чем с минарета.

И конечно же очень бережно в Кестыме относятся к богатству собственной истории. Сосредоточием общего наследия стал кестымский музей "Татар Йорты". В нем собраны уникальные материалы по истории села, экспонаты по этнографии татар. Примечательно, что до сегодняшнего дня, несмотря на богатство экспозиции, музей носит статус школьного, да и находится в школе. Долгое время им заведовала Хания Ибрагимовна, естественно, Касимова. Она бывшая школьная учительница, воспитавшая практически всю здешнюю ребятню. В том числе и нынешнего имама мечети Ильмира, опять-таки Касимова... который сегодня совмещает духовный сан и руководство музеем.

Соберетесь в Кестым, предупредите Касимовых заранее - гостеприимные жители деревни должны успеть подготовиться к приезду гостя. Встретят вас и основательной песней - некоторые местные баллады за три с лишним века накопили аж по семьдесят куплетов, и щедрым угощением - ведь застолье в Кестыме - это целый ритуал!

Начинают пир с чаепития. Да какого! На столе пироги с калиной и с высушенным творогом; несравненные оладьи табекмек, прямо из русской печи; хворост кабарчы, рецепт изготовления которого сохранился от тех самых кипчаков; ну и, конечно, чепчеге, чак-чак. Чай по правилам пьют из блюдечек. Не успеешь одну чашку осушить, несут вторую. И это лишь подготовка к основной трапезе, полностью осилить которую под силу, пожалуй, только настоящим кестымцам.


Материалы по теме:
3661