Особенности национального юмора

Особенности национального юмора

Русский кот, якутская корова и эвенкийская собака

 
 
 
 
1 апреля 2016

Каждый народ обладает специфическим чувством юмора, зачастую непонятным для представителей других этносов. У коренных малочисленных народов Дальнего Востока главной особенностью смеховой культуры является… толерантность, что особенно ценно для налаживания добрых межэтнических отношений.

У этих народов считается, что слишком громко смеяться без особого повода не следует, дабы не накликать беду. Шутки у них незлые, и смех никогда не превращается в оскорбление. Сарказм и жестокое высмеивание встречаются только в фольклоре и то как средство воспитания, с обязательной моралью: нельзя смеяться над попавшими в беду животными или человеком. А вот над внешностью или неудачливостью человека подтрунить можно. Так, раньше нанайцев очень веселила форма глаз и носа русских. Амурские эвенки тоже дружески высмеивают односельчан - русских переселенцев, жестами показывая, какие длинные у них носы.

Горинские нанайцы используют в качестве эквивалента названия неудачника шутливо-ругательное слово эвенки сэл (ты как эвенк). Так говорят, если человек сделал что-нибудь неудачно, неловко, не как нанаец, например, изготовил кривоватую лодку из бересты или промахнулся, стреляя в зверя или птицу.

Нередко добродушно и взаимно высмеиваются представители этноса, живущие в разных частях одного населенного пункта, но помнящие о том, что некогда прежде их предки жили отдельно. Недавно появились даже анекдоты, где высмеиваются представители иноэтнического населения, например, украинцы, приезжающие на временные заработки на Чукотку. А уж анекдоты про самих чукчей занимают значительный пласт в современной смеховой культуре амурских этносов. Один из них ученым удалось записать с большим трудом из-за непрерывного смеха информантки: простодушного чукчу обманули хитрые русские, продав ему дом за два чемодана денег. Покупателю объяснили, что дом на колесах и его нужно просто толкать в сторону тундры. Чемоданы жулики незаметно для чукчи унесли, но он решил, что уже так далеко откатил свой купленный дом, что его чемоданов не видно. Хотя здесь же информантка с горечью говорила о том, что у чукчей такие же современные социальные проблемы, как и у других коренных народов Дальнего Востока. 

Но смеются дальневосточные народы не только над другими, но над самими собой. Так, у эвенков есть предание о том, как когда-то хитрый, но бедный якут обманул простодушного, но богатого владельца земли и оленей эвенка, в результате чего якуты получили территорию для современного проживания.

Работник-якут подрядился к оленеводу с условием, что последний расплатится землей размером со шкуру быка. Якут отработал положенное время, затем убил самого крупного самца в стаде, вкруговую разрезал в тонкий ремень его шкуру, получив такую длинную петлю, что она вместила территорию современной Якутии.

"Видишь, как нас якуты обманули", — со смехом говорят эвенки.

Сейчас, как и в прежние времена, во многих амурских селах эвенки и якуты живут вместе. Отношения между ними, как и со славянами, очень дружественные. Впрочем, не обходится без мелких ссор на бытовой почве или в состоянии алкогольного опьянения.

Исследователи зафиксировали, что самые серьезные "межэтнические" жалобы, вызвавшие дружный смех на заседаниях административной комиссии одного из таких многонациональных сел, были связаны с просьбами наказать "русского соседского кота, сожравшего рыбу", "якутскую корову, сжевавшую вывешенное на просушку белье", и "эвенкийскую собаку, облаявшую прохожих". 

Очевидно, что аборигенные народы Дальнего Востока склонны негативно обозначать этнические различия людей лишь в момент наивысшего эмоционального напряжения: недовольства, обиды или опьянения. Смех же помогает им снять напряжение, адаптироваться к социальным переменам и сделать мир вокруг себя немного добрее.  

Использованы данные из научной работы С.В. Березницкого "Смех в культуре дальневосточных этносов"


Материалы по теме:
3574