Шалаш для евреев

Шалаш для евреев

Почему в Суккот нельзя ночевать дома  

 
 
 
 
28 сентября 2015

Суккот или праздник кущей один из традиционных для еврейского народа. Начинается он 15 числа осеннего месяца ташрей и продолжается целую неделю. По древнему обычаю в это время вся семья из дома переселяется в сукке (шалаш или шатер). Так поступают в память о 40-летнем блуждании предков по Синайской пустыне.

Обычно в шалашах и палатках живут летом, когда сама погода к тому располагает. А тут, вроде бы осень, и хочется перейти в благоустроенные, теплые жилища. Однако, по мнению евреев, в том и состоит глубокий смысл обычая.

Собран богатый урожай, в теплом израильском климате, он иным бывает крайне редко. Сердце земледельца переполняется радостью и уверенностью в завтрашнем дне, вот тут-то и пора ему вспомнить, что все земные, материальные блага приходящи, а главное — забота о душе. Тора говорит человеку, с удовлетворением взирающему на нажитое: уйди из дома твоего — из теплой, надежной крепости, снабженной удобствами, смени его на шаткую, временную постройку, открытую всем ветрам и беззащитную перед превратностями погоды. Почувствуй на собственной шкуре, что наше пребывание в этом мире временно, и единственное богатство человека - исполнение заповедей Всевышнего.

Шалаши устанавливают во дворе около дома, на автомобильной стоянке, на балконе, на крыше, у синагог и даже на военных базах! Делаются они из фанеры, любой плотной ткани, натянутой на деревянный или металлический каркас,  и даже из картона. Главное, чтобы сукка была кошерной, то есть соответствовала требованиям, предъявляемым Торой. А потому воздвижение ее начинают со стен, их обязательно должно быть две, третью можно лишь обозначить доской или картонкой. Крышу же необходимо накрыть пальмовыми листьями, но так, чтобы через них проглядывали звезды, как наблюдающий глаз Всевышнего.

И главное - в сукке обязательно надо ночевать. Кроме того необходимо в течение недели принимать в ней пищу. Со временем от обязанности жить в сукке освободили женщин, потом ввели послабление для больных и немощных, а также возможность покинуть шалаш в случае сильной непогоды.

Однако незыблемым правилом остается приглашать в сукку гостей. Ведь считается, что на протяжении всей недели ее посещают души Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Аарона и Давида.  Но они не придут, если за столом нет реальных визитеров из плоти и крови. Особенно ценно пригреть в эти дни людей одинокий, нуждающихся и бездомных. И тогда, как сказано в Торе: "Будешь веселиться в твои праздники — и ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и сирота, и вдова, что находятся в воротах твоих".

В Суккот выполняют особый ритуал — "вознесение лулава" (листа пальмы). В него входит набор из четырех растений, каждое из которых символизирует определенный тип людей. Этрог  (разновидность лимона), имеющий вкус и запах, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела.

Лист пальмы, дающей плод сладкий, однако не ароматный, - евреи, знающие Тору, но не совершающие добрых дел.

Мирт — несъедобный, но приятно пахнущий —  евреи, совершающие добрые дела.

И, наконец, ива, что называется без вкуса, без запаха, - евреи, не знающие Тору и не делающие добра.

Но Бог соединяет всех в единый букет, и завещает своему народу помогать друг другу, просвещать друг друга и отвечать друг за друга.В канун праздника специально устраиваются базары, где продают этроги, пальмовые и ивовые ветви.
Конечно, сегодня мало кто действительно живет в шалаше все семь дней, как положено. обычно там только обедают. Но дети до сих пор  радуются Суккоту, как необычному приключению. Во временном жилище принято зажигать праздничные свечи, нельзя приносить сюда испачканные вещи или входить в грязной одежде.  А трапеза в сукке должна быть богатой, вкусной  и обильной.

 


Материалы по теме:
3224