Фотография несчастного мальчика, тело которого вынесло на Турецкое побережье, обошла весь мир. И мир действительно содрогнулся. Что будет теперь делать его отец, потерявший всю семью, даже представить страшно... Можно даже предположить, что вступит в ИГИЛ и начнет мстить той самой Европе, отказавшей в убежище его близким.
А мы ведь это уже проходили: видели чеченских девочек, надевавших пояс шахида, потому что, когда у тебя погиб отец, брат и жениха, то быстро находятся "пропагандисты" предлагающий новый смысл жизни…
Можно, конечно, злорадно усмехнуться над нынешними проблемами Европы, и пожелать им удачи. Однако Норвегия, Англия, Франция, Германия, Дания и другие страны, куда стремиться основной поток беженцев, от нас не так далеко, и территории у них не резиновые. Уже сегодня достаточно много сирийцев бежит в Норвегию через нашу Мурманскую область. Так получается быстрее - всего 3 дня и дешевле - примерно 2 500 долларов. Встает вопрос: станет ли Россия перевалочным или конечным пунктом для мигрантов из охваченной войной Сирии?
"Не думаю, что подобное явление будет носить массовый характер, - говорит Владимир Зорин, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН. - Прежде всего потому что Российская Федерация не первый год принимает переселенцев из Сирии и Ближнего Востока. Пути транзита через Россию, как легальные, так и нелегальные, давно известны, и вряд ли количество людей, использующих и те и другие, сильно увеличится в ближайшее время".
Большинство экспертов по миграционным вопросам приходит сегодня к единому выводу: поток беженцев в Европу на России не отразится. Все дело в экономике. Ежемесячное пособие для беженца в Германии составляет около 2000 евро, в Дании - около 1000, плюс различные компенсации за жилье, медицинское обслуживание и другие социальные льготы. И это при том, что одна Великобритания с начала 2015г приняла у себя 800 000 беженцев из Польши, Чехии, Словакии и Прибалтики. И преспокойно их "переварила"! Так что на самом деле никакой катастрофы не было и нет.
В нашей стране статус беженца на сегодняшний день имеют 790 человек, в основном это выходцы из Украины, этнические русские. Да и пособие у нас по сравнению с западноевропейским, меньше в разы. С другой стороны — земли у нас немерено. Чуть отъезжаешь от Москвы — Ростовская, Владимирская и прочие области, где есть огромное количество заброшенных деревень, живи — не хочу! Паши, сей, разводи домашний скот. Не говоря уже о территории от Урала до Тихого океана. Теоретически мы с десяток Сирий у себя расселим безболезненно. Однако ни мы, ни они этого не хотим.
"Основной удар принимают на себя сейчас самые бедные европейские государства, - говорит Владимир Зорин, - и они крайне заинтересованы в том, чтобы мигранты как можно скорее их покинули. Да и сами беженцы вовсе не жаждут осесть в Венгрии или Греции, их вожделенная цель - Германия, Норвегия, Великобритания, Австрия".
Но есть и другая , весьма деликатная сторона вопроса. По данным Центра адаптации репатриантов около 600 сирийских черкесов сегодня живут в Адыгее, плюс там же находится примерно 100 студентов из Сирии. Сейчас вновь активизировались попытки включить иностранцев черкесского происхождения в число "соотечественников". Однако далеко не все из них ассоциируют себя с Россией как исторической родиной, большинство не знает ни языка, ни культуры и давно ассимилировались с арабами. "Статус "соотечественника" облегчит переезд на территорию нашей страны последователей радикального ислама," - предупреждает академик Валерий Тишков.
Впрочем, в ближайшей перспективе нам надо волноваться вовсе не о нашествии сирийских беженцев, а о миграционных последствиях трагедии в соседней Украине.
"Для нас главная проблема не сирийцы, а украинцы, их по официальным данным на территории России находится сегодня 2,6 млн, а сколько еще приедет, если ситуация ухудшится?" - считает Вячеслава Поставнина, президент фонда "Миграция ХХI век":
Как ни крути, а страшная цифра в 22 000 мигрантов, утонувших в прошлом году в казалось бы таком далеком от нас Средиземном море, на самом деле нас тоже касается.