Манящие миры

Манящие миры

Что происходит с традиционными национальными ансамблями народов Севера

 
 
 
 
20 августа 2015 5

Каждое появление на сцене представителей аборигенной культуры Севера заставляет восхищаться этническим многообразием нашей страны. Причём удивляет оно не только россиян из других регионов, но и весь мир! В 1972 г. после триумфальных концертов корякского ансамбля "Мэнго" в Париже вся Франция носила одежду с этническими северными мотивами. Последние 10 лет практически единственной возможностью для обычных зрителей увидеть коллективы коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока являются выставка-ярмарка "Сокровища Севера" и уникальный кочующий фестиваль "Манящие миры. Этническая Россия". Титульные ансамбли национальных территорий – легендарные камчатский "Мэнго", чукотский "Эргырон", магаданский "Энэр", эвенкийский "Осиктакан", ненецкий "Хаяр", ямальский "Сыра’Сэв", таймырский "Хэйро" – где они сейчас? В каком состоянии, почему редко появляются на общероссийских площадках? Действительно ли их репертуар отражает традиционную культуру северян? Ответить на все эти вопросы и сделать своего рода обзор состояния коллективов "НА" попросил Елену Тюрину, автора идеи и бессменного руководителя фестиваля "Манящие миры. Этническая Россия".

Все коллективы живы. Но находятся в разном состоянии. Вместе не собирались уже лет десять – с тех пор как отменили праздничное шествие по Красной площади в День России. Но в 2014 году поводы для встреч появились, состоялись два больших культурных форума – культурная программа XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, I Всероссийский фестиваль и выставка народной культуры всё в том же Олимпийском парке Сочи.

Национальный ансамбль танца "Сыра’Сэв" представлял Ямал на обоих форумах. На Олимпийских играх – с первого до последнего дня. Но исключительно на экспозиции Ямала, в замкнутом тесном пространстве. И ещё в программах, представляющих только округ. На объединённой северной площадке Олимпийского парка ансамбль не выступал. Правда, на I Всероссийском фестивале и выставке народной культуры в соответствии с распределением сценических площадок "Сыра’Сэв" всё же оказался в хорошей северной компании. А после сочинского форума, практически случайно, вместе с представителями Таймыра, Камчатки, Алтая, Эвенкии, Мурманской области поучаствовал в программе "Пространство памяти" кочующего фестиваля "Манящие миры. Этническая Россия", которая была представлена в Брянске, Гомеле, Добруше, Мозыре, Светлогорске, Смоленске. Программа об участии коренных малочисленных народов в Великой Отечественной войне получила высокую зрительскую оценку, как, впрочем, и каждый участник в отдельности. А ансамбль "Сыра’Сэв" получил несколько индивидуальных приглашений.

Но в последние четыре года замечаю ревностное отношение "верхов" к ансамблю: даже если и выпускают за пределы Ямала – почему-то крайне малым составом и только в строго очерченных корпоративных границах. Развитие ансамбля руководство округа видит в "осовременивании" репертуара. Пока этому коллективу удаётся сохранять хороший творческий уровень. Чего уже нельзя сказать об ансамбле национальной песни "Сёётэй Ямал", получившем звание "губернаторский", но утратившем национальный дух.

Таймырский народный ансамбль песни и танца народов Севера "Хэйро" несколько раз в год бывает представлен в межрегиональных и федеральных культурных проектах. Но почти всегда урезанным составом и, соответственно, с короткими программами. А потому как-то совсем невидим в культурном пространстве страны.

Народный ненецкий молодёжный ансамбль песни и танца "Хаяр" блистал на Олимпийских играх. Накануне два года подряд был лучшим на международной выставке-ярмарке "Сокровища Севера", ежегодно проходящей в Москве, выезжал на зарубежные фестивали в Испанию и Финляндию. Добротные сценические костюмы, хорошая хореографическая подготовка, высокая техника исполнения танцев, отличный вокал – ансамбль-праздник! Правда, у этого ненецкого праздника есть явный русский акцент.

О степени традиционности ненецкого танца спорят давно. Не было его вообще или безнадёжно утрачен – пока учёные ищут истину, ненцы танцуют, формируя этот пласт национальной культуры.

Эвенкийский народный ансамбль песни и танца "Осиктакан" ни в одном крупном мероприятии за последние годы не участвовал. И вообще после объединения Эвенкийского автономного округа с Красноярским краем за пределами края практически не был замечен.

Магаданский ансамбль песни и танца "Энэр", многие годы ассоциировавшийся исключительно с летучим голландцем из-за частых гастролей, пару лет назад стал реальностью культурного пространства страны. Дерзкий, многоликий, разноплановый. Но в последнее время ансамбль серьёзно грешит этнографической неточностью и преобладанием эстрадного репертуара.

Что касается аборигенных танцев Чукотки и Камчатки – самобытных, ярких, отшлифованных веками – тут споры не утихают вокруг объединения традиции и современности. Но наступает тишина, когда представлены качественная традиция и качественная современность. Как в случае с камчатской брейк-данс-группой "Банго-Банго", возникшей в конце 90-х годов прошлого века на волне захлестнувшей Россию хип-хоп культуры. Правда, это едва ли не единственный положительный пример.

Качественную традицию на Камчатке представляют многие ансамбли: ительменский "Эльвель", корякский "Ангт", эвенские "Нергэнэк" и "Нулгур". В последние годы они часто бывают в Москве, и от регионов приглашениям нет числа! Везде победители, всюду лучшие! Аж шесть камчатских ансамблей участвовали в культурной программе Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи. В том числе и легенда российского Севера ансамбль "Мэнго". Он по-прежнему – национальная визитная карточка России за рубежом. Но высокая сценическая техника, достигнутая ансамблем сегодня, снижает энергетический посыл народного танца. Правда увидеть коллектив россиянам с материка (так на Камчатке называют остальных жителей страны) непросто. Передо мной два гастрольных графика Государственного академического Корякского национального ансамбля танца "Мэнго" имени А.В. Гиля внутри страны с 30-летним интервалом. Если в 1984 году там стоят многомесячные гастроли по городам Украины, Кавказа и Казахстана, то в 2014-м – лишь Сочи и два города в Амурской области.

Впрочем, всего на Камчатке около 20 коллективов, представляющих аборигенные культуры. Многими руководят ученики непревзойдённого Александра Васильевича Гиля, создателя ансамбля "Мэнго" и уникального направления в мировой хореографии. И их опыт – своеобразный знак качества.

Самое большое количество этнических ансамблей на Чукотке – около 70. Выездным всегда был только государственный чукотско-эскимосский ансамбль "Эргырон". Он проехал весь мир вдоль и поперёк. Но в последние годы вдруг исчез из культурного пространства страны. Причиной тому были и финансовые, и творческие проблемы. Но сегодня ансамбль в прекрасной форме и с огромным репертуаром. К 70‑летию Победы выпустил спектакль "Каквыт", повествующий об одной из миллионов трагедий войны. Войны, которая дошла и до чукотского стойбища. История основана на реальных событиях. Очень бережно перенесена на сцену талантливым чукотским режиссёром Еленой Тевлянкау. Трепетно и пронзительно рассказана артистами. Такими постановками и такими коллективами страна может гордиться. Вот только путь их к зрителю сегодня очень непрост. И прежде всего из-за высоких цен на авиабилеты. Но другого транспорта в этих широтах просто нет.

Вся надежда на появившиеся недавно крупные общероссийские фестивальные проекты типа "Вместе мы – Россия!". А также на включение в ФЦП "Культура России" обменных гастролей северных коллективов аналогично существующей уже программе для российских театров. И тогда манящие миры неповторимого искусства аборигенов нашего Севера станут достоянием всех без исключения россиян.

Из истории Государственного чукотско-эскимосского ансамбля "Эргырон":

1985 год.

В составе ансамбля – 30 артистов. С марта по май гастрольная поездка по городам Центральной России, Украины, Эстонии. Слава "Эргырона" сродни славе и популярности ансамблей И. Моисеева, "Берёзки". В июне коллектив участвует в XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. За высокий художественный уровень исполнительского мастерства и активное участие в культурной программе фестиваля ансамбль награждён Дипломом и Грамотой Министерства культуры и ЦК ВЛКСМ. В этом же году за пропаганду народного творчества среди молодёжи "Эргырону" присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола.

2014 год.

В ансамбле 20 артистов. С января по декабрь дали 20 концертов в районах своего автономного округа. Украсили своими номерами 40 мероприятий различного плана – от эстафеты Параолимпийского огня до Дня защиты детей. Выступили во Владивостоке на II межрегиональном этапе в ДФО Всероссийского фестиваля народного творчества "Салют Победы", дали 4 концерта в Приморском крае.

В материале использованы данные исследования, реализованного при грантовой поддержке Фонда ИСЭПИ.


Анадырь, Салехард, Петропавловск-Камчатский

Материалы по теме:
3212