Куда плывёт мордва

Куда плывёт мордва

Что нашли национальные активисты в экспедиции по Волге

 
 
 
 
6 августа 2015

Нынешним летом мордовские национальные активисты побывали в очередной этнокультурной экспедиции за пределами Республики Мордовия. Причём передвигались по Волге – на теплоходе. А сама акция называлась "Волга – река мира. Диалог культур волжских народов". На каждой остановке – встречи, концерты, круглые столы. "НА" выяснял, о чём удалось договориться во время этого заплыва.

Волга-Раф

Вообще-то великая русская река Волга течёт через несколько республик, но только не через Мордовию. Однако это не мешает мордве считать реку своей родной, ведь исторически мордва много столетий населяет её берега, только треть народа живёт в республике, а большая часть в других регионах Поволжья. В древности мордва называла Волгу по-своему – Раф. Поэтому неудивительно, что организуется эта плавучая экспедиция-фестиваль властями Мордовии уже 14-й раз подряд. В этом году – при существенной поддержке федерального бюджета в рамках реализации стратегии государственной национальной политики.

Организаторы уверяют, что красота Волги помогает гармонизировать напряжённые отношения и решать любые сложные вопросы по-доброму. На сей раз в качестве главной темы обсуждали роль и место финно-угорских народов в формировании российской нации. Тема, откровенно говоря, совсем непростая. Например, в головах некоторых наших сограждан плотно засело заблуждение, что общероссийская гражданская идентичность – россияне – якобы призвана вытеснить идентичность этническую, т.е. мордовскую, русскую, татарскую и вообще всех 193 народов, нашу страну населяющих. Это, конечно, полная чушь. Даже в нынешнее непростое для страны время огромные средства выделяются именно на сохранение культурного многообразия России, чтобы в государстве не пропал ни один из 239 национальных языков, чтобы каждый мог в этническом плане оставаться самим собой, являясь одновременно гражданином единой страны.

Вместе или порознь?

Для мордвы эта тема особенно актуальна. Давно и горячо ведётся в республике дискуссия о едином мордовском народе, который состоит из двух субэтносов – эрзян и мокшан. Есть два лагеря – один за сближение, а другой – за ещё большее обособление друг от друга. Поэтому невинная на первый взгляд дискуссия о развитии родного языка переросла в настоящую словесную баталию, где в качестве тяжёлой артиллерии выступал Владимир Абрамов – профессор Мордовского госуниверситета, научный руководитель Школы истории и культуры Мордовии и мордовского народа. Он убеждал на исторических примерах, что мордва много веков назад имела единый язык, а официальное разделение на эрзянский и мокшанский произошло с лёгкой руки большевиков в первой трети XX века.

Накал страстей не пугал, а наоборот, радовал представителей власти Мордовии – инициаторов экспедиции. Первый заместитель министра по национальной политике Республики Мордовия Александр Карьгин уверен, что настоящая реализация национальной политики не на высоких трибунах происходит, а вот в таких живых беседах:

– Мы изначально ставили в программу острые вопросы, которые волнуют людей. И здесь собрались, чтобы вместе найти ответы. Социальное партнёрство между властью и представителями общественных организаций невозможно без откровенного разговора. Этническое самосознание ведь можно настолько развить, что оно может превратиться в сепаратизм. Нужен баланс общероссийских ценностей. Остро не хватает мероприятий, направленных на формирование мировоззренческих и идеологических основ. Без этого сейчас никак, этнический вопрос открыто взят на вооружение противниками усиления России и её курса на независимую внешнюю и внутреннюю политику. Национальные активисты должны понимать, что только в сильной единой стране возможно полноценное развитие разных этнических культур.

Государствообразующие народы

Все народы ответственны за состояние дел в нашей стране, нет старших и младших братьев. Пора перестать вечно пенять на кого-то другого, кто якобы виноват в твоих проблемах. Молодёжь всё меньше говорит на родных языках. Но если в семьях не говорят на национальном языке, то при чём тут государство? Без личной инициативы обычных людей все институты поддержки бессильны. К этой горькой, но очевидной истине пришли участники дискуссии о сохранении родных языков.

Вопросы государственной важности оказались до того увлекательными и значимыми для членов экспедиции, что они практически не загорали на палубе, несмотря на чудесную солнечную погоду.

Для поэта и журналиста Владимира Нестерова, оказывается, крайне важно было в 2012 году, в год 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, услышать от первого лица государства, что мордва – государствообразующий народ России:

– В этой экспедиции я очень чётко понял, что прежде всего мы единая российская нация – граждане огромной великой России, а потом уже мордва, русские, татары, дагестанцы, большие и малые народы. Каждый уникален и самобытен, но мы вместе огромная сила, и никакие санкции нам не страшны. История показывает, что нам, россиянам разных национальностей, чтобы объединиться, почувствовать себя единым народом и стать ещё более сильными, нужны какие-то внешние проблемы. Видно, так нам Господь положил.

Кавказские гости

Начавшись как исключительно мононациональное мероприятие, сегодня экспедиция стала по-настоящему многонациональной. Помимо представителей своей национальности организаторы позвали активистов других народов, причём не только родственных финно-угорских. Небольшая делегация Гильдии межэтнической журналистики была представлена журналистами из Дагестана, Марий Эл, Пскова, Самары и Москвы. Оказалось, что опыт Северного Кавказа очень актуален для Поволжья. Именно на юг нашей страны был обрушен первый пропагандистский удар нетрадиционного ислама. Теперь очередь дошла до Поволжья. Финно-угорским журналистам важно было понять механизмы противодействия этой заразе, и от своих кавказских коллег они получили конкретные советы и рекомендации. Недельное погружение в мордовскую культуру для дагестанских журналистов тоже принесло много открытий. Во-первых, удивил уровень поддержки этнических СМИ в Мордовии:

– Я удивляюсь, чем вы, коллеги, ещё недовольны? По сравнению с нами вы, простите, жируете! – не удержался на одном из круглых столов от эмоционального комментария Гаджимурат Сагитов, главный редактор газеты "Новое дело" из Махачкалы. Почти все ночи напролёт он стоял на палубе и любовался величием Волги, на которой оказался впервые в жизни. – Я понял, почему мордовские песни такие красивые, долгие и неспешные, они характером схожи с Волгой! Наши горные реки быстрые и шумные, и песни у нас такие же!

На прощание интернациональный отряд журналистов придумал подарок организаторам экспедиции – спел (правда, подглядывая в шпаргалку) народную мордовскую песню. Оказалось, выучить слова незнакомого тебе дотоле языка совсем несложно, когда искренне хочешь сделать приятное понравившимся тебе людям. Именно так, через знакомство, симпатию, и должны строиться отношения между людьми в нашей большой и многонациональной стране. Да и вся государственная национальная политика тоже.

Самара – Казань – Чебоксары – Козьмодемьянск – Нижний Новгород


Материалы по теме:
2479