Еврейские похороны

Еврейские похороны

В Москве открылась выставка посвященная погребальным обрядам и традициям

 
 
 
 
3 августа 2015

Что с нами будет после того, как мы умрем?  Этот вопрос давно волнует многие народы, населяющие землю. Когда человек умирает, то его родственники сталкиваются с тем, что покойника нужно правильно проводить в последний путь. Похороны включают проведение определенных ритуальных обрядов, характерных для обычаев, культуры и религии народа.

С 15 июля по 23 августа в Москве Еврейский музей и Центр толерантности проводит выставку "Меж двух миров. Память о человеке и бессмертие души в еврейской культуре"  совместно с Музеем истории евреев в России при поддержке Благотворительного фонда "САФМАР".

 

В традициях еврейского народа  большое значение уделяется ритуальным обрядам.  Существует погребальное братство, Хевра Кадиша  - "святая община",  которое занимается проведением похорон и поддержанием порядка на кладбище. Членами братства являются самые богатые и уважаемые люди, так как подготовка покойника к захоронению – это святое дело.

 В одном из ранних раввинистических текстов сказано: "Этот мир подобен прихожей перед входом в будущий мир. Приведи себя в порядок в прихожей, чтобы смог ты войти в зал" (Мишна, трактакт Авот 4:16)

В иудаизме мертвое тело считается ритуально нечистым. Задача погребального братства -  очистить тело покойного перед тем, как предать земле. Процесс омовения тела происходит на кладбище, в специальном здании "доме очищения". При  омовении покойника используется  кувшин  объем которого 10-17 литров и расческа – символ Хевра Кадиша.  

 Богатых и знатных покойников раньше везли до кладбища на катафалке. На кладбище лошадь не заходила, так как считается у евреев не кошерным животным, а кладбище - это святое место, потому, что именно там происходит переход человека из мира живых в мир вечности. Традиционное название кладбища на иврите – бет-олам (дом вечности).  Поэтому еврей,  похороненный на еврейском кладбище по правилам, навсегда остается со своей общиной и предками.

Катафалк погребального братства

В еврейском фольклоре существует представление, что душа неправильно захороненного человека превращается в злого духа, который теряет покой. Диббук – самый известный из злых духов, который может вселиться в живого человека. Изгнать его можно только при помощи молитв или заклятий. Этот персонаж использован в знаменитой пьесе С. Ан-ского "Диббук. Меж двух миров" (1916 г.). По пьесе ставились спектакли во многих театрах Америки и Европы. В 1930-х годах она была экранизирована в Голливуде.

Ритуальные обряды очень важны для евреев, но  не менее важны  обряды поминальные. Мацева, или надгробие, является одним из важных элементов поминального культа. Размеры надгробия зависели от материальных возможностей заказчика, постановлений Хевра Кадиша и местных обычаев. Мацева устанавливалась так, чтобы приходящий на могилу был обращен лицом к Иерусалиму.

Фрагмент еврейского надгробия. Болехов (Украина). 1770-е. Известняк. Резьба.

До Новейшего времени на еврейских надгробиях не вырезалась дата рождения, потому, что в библии сказано, что "день смерти лучше дня рождения" (Эккл. 7:1), но, обязательно, ставилось имя покойного и дата его смерти.

Оригинальное камнерезное искусство сформировалось в начале ХVIII века в Подолии, Волыни и Галиции. Мастера вырезали на надгробиях  разнообразные растения и  животных, зачастую  символизировавших имена усопших. Еврейская традиция запрещает изображение человека. Даже фотографии  людей  не принято  ставить на комод или вешать на стену.

В ХХ веке еврейские художники-модернисты такие как Элиэзер Лисицкий, Натан Альтман, Иссахар Бер Рыбак искали свое творческое вдохновение в изучении резных надгробий. Фотографии и фрагменты которых представлены на выставке.

 Каждый экспонат этой выставки  пробуждает интерес и глубокое уважение к религии, традициям и фольклору еврейского народа. Организаторам этого уникально проекта хочется сказать большое человеческое спасибо и пожелать проводить как можно больше подобных мероприятий.

  


Материалы по теме:
1971