Чеченский отец и еврейская мамаша

Чеченский отец и еврейская мамаша

Национальные традиции воспитания детей

 
 
 
 
1 июня 2015

Мой муж, потомок грузинских князей, рассказывал, что его дедушка, приходя с работы, а он был поваром в известном московском ресторане "Арагви", садился за стол, опускал на его поверхность свой тяжелый кулак и значительно изрекал: "Ви мною созданы"!  И вся семья, а особенно младшие ее члены, слушалась его беспрекословно.

У разных народов есть самые различные традиции воспитания детей, кто-то своих чад балует, кто-то с рождения помещает их в спартанские условия. Но всех нас объединяет одно  - подрастающем поколению мы искренне желаем счастья и процветания.

Чеченцы

В республике очень популярна притча: молодая мать пришла к старцу, чтоб спросить: "С какого времени нужно начинать воспитывать ребенка"? "А сколько твоему сыну сейчас"? – Спросил мудрец. "Месяц", - ответила женщина. "Ты опоздала ровно на 30 дней", - вздохнул старец.

В Чечне до сих пор сохраняется самая главная древняя традиции – многодетность. Каждому новорожденному искренне желают 7 братьев, и не важно, какой это ребенок в семье, может быть 3-й, а может и 5-й.  Авторитет мужчины, отца, деда здесь непререкаем.

Президент республики Рамзан Кадыров говорил в одном из своих интервью: "Я никогда не садился в присутствии отца и не разговаривал, отвечал только, когда спрашивали. Старался не заходить в ту комнату, где родители были вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил. Точно также у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми, нас так воспитали, и эта традиция будет продолжаться".

Знаменитый кавказковед, историк Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бранят своих сыновей, чтобы те не выросли трусами. Как гласит вайнахская пословица: "лошадь, которую били кнутом, никогда не станет настоящим конем". А еще в республике практически не бросают детей, если с родителями что-то случилось, ребенка возьмут родственники, пусть даже самые дальние, или на крайний случай, соседи. Отказаться приютить сироту – позор на весь род.

Якуты

В давние времена у якутов была школа богатырского воспитания, в которую мальчиков отдавали с 3 лет, своеобразное, индивидуальное воинское обучение. Учителем там выступал отец или заслуженный воин-наставник. Система опиралась на спартанские, и даже еще более суровые традиции: в ребенка кидали горящие угли и учили от них увертываться, позже пускали деревянные стрелы с прикрепленными к ним короткими иглами. А защитные доспехи выдавали только после прохождения полного курса и сдачи сложного экзамена. С этого момента мальчик становился мужчиной и получал звание "боотур", воин.

Мордва

Предпочтение в республике издавна отдавалось мальчикам, продолжателям рода, дочь считалась обузой, в семье. Если появлялся сын, говорили: "Ведь-ава (богиня, покровительница любви и деторождения) подарила", если дочь – "Ведь-ава – бросила". А еще: "Сына корми – себе сгодится, дочь корми – людям понадобится", или "Сын – домашний гость, дочь в люди пойдет". Среди мордвы издавна были распространены "помочи", своеобразные субботники, когда собирались всей деревней и безвозмездно помогали одному соседу строить дом, другому рыть колодец, третьему – резать скотину к празднику. И детей воспитывали в духе коллективизма и взаимопомощи. Мальчики с 10 лет уже ходили на помочи, выполняя посильную работу. А девочки принимали участие в супрядках - женском варианте совместного труда. Хозяйка, нуждавшаяся в помощи при прядении шерсти, вязании чулок или варежек, нанимала тех же самых подростков за сладости или выпечку, для созыва как можно большего количества девочек и девушек. Зазывалы ходили по домам с большим шумом, стучали в окна палкой, призывали откликнуться. Различались дневные супрядки – "чинь супряд" и ночные – "вень супряд". На дневные ходили в будничной одежде, на ночные – в праздничной, поскольку на последние часто подтягивались и парни. В перерывах между работой знакомились, играли, танцевали, пели.

Донские казаки

После крещения в люльку мальчику обязательно клали шашку, пулю или стрелу, что называлось - "на зубок". И наблюдали за его реакцией: начнет играть – добрый знак, заплачет – стоит задуматься. Посвящение в казаки проходило в 3-4 года. В этот день собиралась вся родня, отец сажал сына на коня, давал в руки шашку, проводил по двору, а потом и по всей улице. Затем также верхом казаченка везли в церковь, где служили молебен. Из женской половины дома он перебирался в мужскую, старшие братья проверяли его подушку и одеяло, и безжалостно выкидывали, если те казались им слишком теплыми и мягкими, вразумляли: "Учись служить, ты теперь не дитя, а пол казака". Далее все силы направлялись на физическое развитие подростка. И даже игры со сверстниками были в большинстве подвижно-соревновательными. Но интересно, что проходили они обязательно под присмотром станичных стариков, которые строго следили за соблюдением правил и поведением каждого, а в случае нарушений, останавливали забаву и строго вразумляли провинившегося. В 7 лет мальчишка уже умел стрелять, в 10 – рубить шашкой. А по достижении 21 года являлся на службу "конно и при оружии", обладая всеми необходимыми навыками для защиты отечественных границ.

Евреи

Образ еврейской мамаши очень ярок в книгах, фильмах и анекдотах. Она выступает как символ гипертрофированного материнского инстинкта, полной и беспредельной отдачи своему, порой сильно великовозрастному чаду. По всем законам у такой родительницы должен вырасти абсолютно беспомощный, инфантильный ребенок. Однако этого не происходит! Еврейские дети рано взрослеют и порой опережают ровесников в развитии. Они с раннего возраста приучены не болтаться на улице, а ходить в музыкальную школу, шахматный кружок, художественную студию и т.д. Казалось бы, ограниченные в общении и собственных желаниях, они должны в подростковом возрасте срываться с цепи и бунтовать. И снова – мимо. Благодаря привычке к строгому графику и полученным многочисленным умениям, еврейские дети более дисциплинированы, меньше времени тратят на школьные уроки, больше успевают, максимально эффективно выстраивают свой день. А в итоге, подрастая, добиваются достаточно высоких результатов.

Вам понравилась какая-то модель воспитания? Смело берите ее за основу. Ведь одно из преимуществ жизни в большом многонациональном государстве – это возможность перенимать друг у друга лучшие черты. Однако помните, что ваш ребенок индивидуален, уникален, он единственный в своем роде, а потому, соблюдая национальные традиции, не забывайте прислушиваться к его желаниям и интересам.


Материалы по теме:
3439