Оптимизация системы образования, полным ходом идущая в стране, призвана решать две основные задачи: экономить бюджетные средства и повышать качество обучения. К сожалению, в большинстве случаев достижение первой цели делает невозможным реализацию второй. Особенно страдают от урезания средств жители удалённых от столицы регионов, в том числе национальных.
Недавно на совместном заседании Советов по межнациональным отношениям и русскому языку Владимир Путин напомнил о важности системного школьного образования для сохранения идентичности народов Российской Федерации:
– Особое внимание необходимо уделять школьному образованию, – заявил президент, – здесь у нас задействованы 89 языков, из которых 30 в качестве языка обучения, а 59 как предмет изучения. Дети и их родители имеют гарантированное Конституцией право на свободный выбор языка обучения. И подчеркну, что администрации школ, власти региона это право обязаны обеспечить.
Но, похоже, слова президента как руководство к действию воспринимают не все. Ситуация в системе образования складывается таким образом, что вопросы сохранения языкового и культурного многообразия народов РФ зачастую отходят на второй план: в полной мере реализовывать эту важную задачу в новых условиях педагогам и администрации школ практически невозможно.
Одна из самых непопулярных среди родителей и педагогов мер оптимизации – объединение школ и закрытие "неэффективных" образовательных организаций. Но если в крупных городах такое решение максимум доставляет бытовые неудобства, то в деревнях и посёлках "укрупнение" образовательных организаций с сокращением их количества зачастую становится огромной проблемой.
Интернату быть!
В конце прошлого года под угрозой закрытия оказался интернат в деревне Русскинская, расположенной в северной части Сургутского района: местные "оптимизаторы" предположили, что интернат – излишняя роскошь в этих краях, а достойное образование дети смогут получать и в условиях обычной общеобразовательной школы. Большинство учеников местного интерната – ханты. У этих ребят нет возможности проживать со своими родителями, т.к. те ведут традиционный, преимущественно кочевой образ жизни. Закрытие интерната лишило бы несколько десятков детей возможности получить достойное образование. Кроме того, именно режим круглосуточного проживания детей позволял наиболее эффективно решать деликатный вопрос социальной адаптации ребят к условиям современного мира. Администрация интерната также реализовывала несколько этнокультурных программ, в том числе языковых, помогающих юным хантам не отрываться от собственных корней. Педагогический коллектив задействовал весь доступный им административный ресурс, дело дошло даже до обращения в Государственную думу. В результате эту форму обучения удалось сохранить:
– Наша школа-интернат утвердила устав в новой редакции и переименовалась в образовательную организацию, а интернат стал её структурным подразделением, – поясняет заместитель директора МБОУ "Русскинская СОШ" Ольга Андрон, – произошла неизбежная оптимизация штата, но соответствующие выплаты по организации труда воспитателям и помощникам воспитателя остались без изменения. Этнообразование по-прежнему реализуется в условиях нашего интерната.
В школу на обозе
А вот школьникам из деревни Тимошино, наоборот, настоятельно рекомендуют перейти на обучение в интернат. Уже второй год свой собственный затяжной бой ведут родители и учителя МБОУ "Тимошинская средняя школа", расположенного на территории сельского Вепсского национального поселения. Оптимизация предполагает изменение статуса школы со средней общеобразовательной на основную. Таким образом, за бортом оказываются ученики десятых и одиннадцатых классов: для продолжения образования им придётся отправиться в районный центр, до которого 140 км, причём половина пути – по грунтовой дороге, непригодной для проезда большую часть года. Альтернатива ежедневной многочасовой дороге – интернат. В прошлом году, накануне местных выборов, старшие классы удалось отстоять, но этой весной всё вернулось на круги своя: родителям и педагогам сообщили, что решение окончательное – с сентября школа начнёт работать уже в новом режиме.
В качестве рычага давления администрация школы и родители пытаются использовать национальную тему. По их мнению, закрытие школы, расположенной на территории национального поселения, приведёт к нарушению прав вепсского населения:
– В нашей школе в рамках ФГОС НОО через внеурочную деятельность изучается вепсский язык, составляющей частью популярного кружка "Росток" является изучение культуры вепсского края. Исследовательской деятельностью, кстати, занимаются как раз старшеклассники: ребята 8–11-х классов. Переход в другую школу прервёт этот процесс, – уверена руководитель кружка, учитель Ольга Егоричева.
К своей "битве за школу" администрация подключила "тяжёлую артиллерию": проблемой занялась Зинаида Строгальщикова, председатель республиканской комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, развития культуры и искусства (Карелия). Активистка направила запросы в органы власти, но официальных ответов на момент подписания номера ещё не поступило.
В первый раз в первый класс
Ещё одна волнующая родителей накануне начала учебного года тема: зачисление первоклассников в школы. В начале мая по улицам Якутска прошли родители, которые требовали пересмотреть правила приёма в первый класс. Дело в том, что на 2015/2016 учебный год детей в школы Саха записывают по территориальному признаку, не учитывая национальной специфики региона. Таким образом, никаких льгот для зачисления в самую популярную в городе национальную гимназию МОБУ ЯГНГ "Айыы Кыьата" у коренного населения нет. Десятки родителей, старшие дети которых учатся в этом учебном заведении, своих младших ребят записать в гимназию не смогли: в преимущественном праве зачисления им отказали.
– Выпускаясь из национальных детских садов, дети должны обучаться в национальных школах. На наш взгляд, только в таком случае можно достичь поставленных государственных задач, – прокомментировали ситуацию "НА" представители родительского комитета, – последовательность обучения в национальных детских садах, затем в школах должна быть задачей государственного уровня. Но нас не слышат, говорят, что специальные предметы начинаются с 5‑го класса. А как же быть с родной речью и культурой? За четыре года в обычной школе эти навыки можно практически растерять…
Тем временем в конце апреля Министерство финансов представило правительственной комиссии по оптимизации план дальнейших действий, согласно которому планируется продолжить объединение школ, детских садов и больниц. Минфин предложил сливать мелкие организации, которые загружены на 50 и менее процентов, с крупными, а освободившиеся здания продавать.
Тэги