Новые горизонты

Новые горизонты

Готовы ли национально-культурные автономии к работе с мигрантами

 
 
 
 
5 ноября 2014

Совет Федерации РФ одобрил законопроект, расширяющий сферу деятельности национально-культурных автономий. Добавлены пункты об укреплении единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействии межрелигиозному диалогу, адаптации и интеграции мигрантов. Поскольку деятельность национально-культурных организаций в любом случае влияет на межкультурный и межрелигиозный диалог, реальной новацией можно считать только пункт об адаптации мигрантов. "НацАкцент" поинтересовался, а готовы ли сами национально-культурные автономии к такой работе?

Вообще-то изначально НКА создавались для сохранения этнической культуры. Согласно законодательству это объединение российских граждан, относящих себя к определенному этносу и находящихся в ситуации национального меньшинства, которые добровольно самоорганизовались для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Теперь же в уставах НКА может появиться форма деятельности, не связанная с изначальной целью их создания, что само по себе необычно. 

Впрочем, логика законодателей ясна — намного проще "вливаться" в новые реалии в сопровождении уже интегрированных представителей своего народа. Однако опрос лидеров крупнейших национально-культурных автономий, проведенный "НацАкцентом" летом 2014 года показал, что эти организации не жаждут взваливать на себя столь нелегкую ношу. Но даже те немногие из автономий, кто готов к такой работе, в первую очередь предполагают адаптацию "своих" мигрантов, а вовсе не проблемного сектора иностранцев, прибывающих из стран Средней Азии.

К примеру, цыганская ФНКА заинтересована в адаптации именно цыганских мигрантов. И такой подход понятен: спрос за поступки соплеменников общество все равно адресует лидерам национально-культурных объединений.   

"Некоторые НКА готовы к социальной адаптации мигрантов, некоторые не готовы. И это абсолютно нормально", — считает гендиректор Федеральной еврейской национально-культурной автономии Евгения Михалева. "Перевешивать всю систему работы по адаптации и интеграции мигрантов на НКА — это профанация. Я надеюсь, что этого никто не имеет в виду, потому что для этого есть специальные организации. Закон не предполагает, что все НКА должны всё бросить и заниматься адаптацией мигрантов, закон дает возможность это делать. И есть аспекты, которыми автономии вполне могут заниматься на достойном уровне", — отмечает она. 

"ФНКА в силу своей природы могут и должны оказывать содействие в деле адаптации и социализации людей, которые прибывают сюда на временное или постоянное место жительства", — считает глава ФНКА украинцев России Богдан Безпалько. По его словам, особенно актуально это стало в связи с наплывом беженцев с Украины, когда государственные усилия оказываются недостаточными в отношении подобного рода мигрантов. "Заниматься мигрантами нам придется, и мы будем это делать в силу тех ресурсов, которыми располагаем. Для нас, как украинской автономии, удобнее всего было бы работать с мигрантами, которые прибыли с территории Украины. Но в принципе мы не отказываемся работать и с мигрантами из других стран СНГ, тем более что законодательство в них не намного отличается", — заявил Безпалько.

Финансировать работу НКА по адаптации мигрантов на постоянной основе государство не собирается. Речь идет о грантах. Пока только ФНКА лезгин заявила о готовности адаптировать и интегрировать приезжих из стран бывшего СССР и  недавно уже выиграла на это президентский грант. "Если у государства есть потребность, оно должно стимулировать эту деятельность", — считает член Совета лезгинской ФНКА Амиль Саркаров

Нет данных о том, чтобы кто-то всерьез анализировал возможную эффективность работы НКА по адаптации мигрантов. На недавней конференции "Единство в различиях", где обсуждали роль гражданского общества в сохранении межнационального согласия, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ Магомед Омаров представил результаты исследования, которое проводилось в течение года в нескольких регионах России. Оказалось, что основная масса мероприятий, которые проводят различные национальные организации, проходит мимо населения. О них знают экспертное сообщество, органы власти и только 5% местных жителей. По словам политолога, реальная роль таких организаций достаточно низкая, но без поддержки институтов гражданского общества государство не сможет решить накопившиеся проблемы.

Впрочем, и сами НКА уже почувствовали этот тренд. В среде национальных объединений не первый год говорят о том, что не нужно замыкаться в своей этнической нише и пора выходить на межнациональные проекты. Порой слышны даже предложения заняться общественно-полезной деятельностью: создавать волонтерские движения, бороться за экологию, помогать инвалидам и сиротам и т.д. Однако примеров такой работы НКА пока можно сосчитать по пальцам. А ведь именно "наднациональная" деятельность и будет тем самым долгожданным укреплением единства российской нации, в котором так нуждается современное российское общество.


Материалы по теме:
2606