Язык - для дружбы или вражды?

Язык - для дружбы или вражды?

Языковая политика в образовании чревата межнациональными проблемами

 
 
 
 
28 августа 2014 1

Низкие баллы ЕГЭ по русскому языку в этом году – результат вовсе не случайный, а закономерный. Это объективный показатель процессов, протекающих в обществе, государстве и влияющих на языковую среду. В оценке происходящего мнения экспертов сильно разнятся. В подтверждение того, что страсти кипят нешуточные, "НацАкцент" предлагает познакомиться с одной из точек зрения – Ольги АРТЁМЕНКО, руководителя Центра этнокультурной стратегии образования.

Ни склонять, ни спрягать!

Почему мы ничего не делаем, чтобы в Интернете были материалы только на литературном русском языке? Почему мы молчим, когда министр образования и науки одного из субъектов Российской Федерации говорит на русском языке так, что его слушать стыдно? Почему из этого же субъекта депутат Государственной думы практически склонять и спрягать не умеет? И таких "почему" уже слишком много.

Когда мне отвечают: "Я не русский. Для меня русский язык не родной", мне не понятна эта логика. Ведь как человек говорит, так он и мыслит. Может быть, уже пора в профессиональные и должностные требования вводить показатели уровня владения государственным языком Российской Федерации? Может быть, уже пора подумать о комплексе мер, направленных на формирование понимания (во Франции и других странах это хорошо работает), что русский язык имеет особый статус языка государствообразующего, объединяющего страну?

В республиках от старшеклассников "титульной" национальности я часто слышу: "Наш язык государственный! Ну а русский язык – это так…" А ведь отношение к языку – это отношение к государству.

Крен в инновации

В системе образования видны изменения, произошла смена кадрового потенциала. За период перестройки потеряны хорошие отечественные методики преподавания русского языка. Считалось, что дидактика идеологизирована, следовательно, это научное направление необходимо закрыть. В результате мы потеряли и качественные учебники, и хороших учителей.

Те, кто работает со студентами давно, видят, что уровень знания и владения русским языком упал буквально у всей нашей молодёжи, и москвичи здесь не исключение. Одним из показателей ухудшения является отсутствие у ребят представления о системности языка, хорошей грамматической основы, определяющей грамотность. Эти факты свидетельствуют, что школа изменилась, изменился учитель, который озабочен теперь в большей степени использованием различных инновационных технологий, часто в ущерб основным дидактическим целям урока. Мы семь лет проводим Всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский язык в статусе родного, и наблюдаем динамику этих процессов.

Нельзя говорить только о русском языке, забывая о других языках народов России. Языковые проблемы комплексные, и их надо рассматривать в едином языковом блоке. Не очень хороший уровень знаний, умений, навыков и формирования компетенций у обучающихся мы отмечаем по всем языкам народов России. Даже в Татарстане и Башкортостане, где изучение татарского и башкирского языков политизированно, результаты плачевны. Межнациональное напряжение создано, а функционирование языков не улучшилось. Обязательное изучение родных языков, как показывает практика, положительных результатов не приносит.

Важна мотивация

Нужно формировать мотивы и вводить требования через основные образовательные программы. Но мотивы первичны, а вот требования в зависимости от мотивов должны быть различными. В условиях многоязычия вариативность образовательных программ позволяет удовлетворить языковые потребности, но для этого необходимо осуществлять мониторинг этих потребностей и вести продуманную просветительскую работу среди родителей.

Для воплощения такого подхода необходимо разработать федеральную государственную целевую программу по изучению, сохранению и развитию языков народов России с учётом их конституционного статуса. В программе должны принимать участие все субъекты Российской Федерации на долевой основе. Для разработки программы нужны законодательные нормы. Впрочем, депутаты Госдумы из комитета по делам национальностей с участием экспертов уже разработали законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О языках народов Российской Федерации", одной из главных целей которого является создание дополнительных условий для сохранения и развития родных языков народов России.

Русский – значит неродной?

Существующее сегодня в образовательной практике со времён СССР понятие "русский и родные языки" исключает русский язык из статуса родного и противопоставляет его всем остальным языкам народов России. В проекте нового закона предложено закрепить за русским языком статус родного языка, чтобы не нарушать конституционное право граждан на выбор родного языка, если таковым является русский. А ведь именно это часто происходит в ряде республик России! Впервые появляется законодательная норма равноправия русского языка со всеми другими языками народов России. Родители смогут наконец выбрать русский в качестве родного языка, общеобразовательные организации должныбудут разработать программы этнокультурной направленности, не исключая русскую культуру.

Равнение на Крым!

И здесь для нас будет очень полезен опыт Крыма, где удалось сохранить русскую языковую среду в условиях двух десятилетий государственного украинского языка – обязательного к изучению. Крымский региональный опыт бережного сохранения русского языка необходимо изучить. Разработанная там инновационная линия учебника по русскому языку настолько современна, что вызывает восхищение. Читаешь и понимаешь, что беседуешь с умным, знающим и деликатным собеседником о жизни современного русского литературного языка, об истории стилистики, её функциональных и практических аспектах, о понятии "культура речи" и о требованиях к речи современного образованного человека. Система заданий и упражнений выстроена на диалогической основе. Школьник не только отвечает на вопросы, как в традиционном учебнике, но и учится сам задавать их собеседнику. В остальной России аналогичного учебника, увы, пока нет.

Но вернёмся к законопроекту. Из большинства субъектов Федерации поступают положительные отзывы. Особенно бурно он обсуждается в республиках. Однако в Татарстане и Северной Осетии – Алании пытаются законопроект заблокировать. Президиум Всетатарского общественного центра обратился к президенту РФ и председателю Государственной думы РФ утверждая, что он якобы "противоречит конституционным основам Российской Федерации. …что в условиях Единого государственного экзамена по русскому языку многие родители нерусских национальностей предпочтут заявить родным языком своих детей именно русский, поскольку это позволит увеличить временной объём на его изучение, который будет складываться из часов на русский язык как государственный и как родной".

Однако почему-то коллеги не задумываются, что такая же возможность возникает по отношению к республиканским государственным языкам в том случае, если родители сочтут, что часов на изучение того или иного языка из числа языков народов России недостаточно.

Профессора Тамерлана Камболова из Северной Осетии – Алании в законопроекте не устраивает конституционное право свободного выбора родного языка в отличие от существующей ныне практики, когда представитель определённого этноса обязан учить язык своего народа. Когда читаешь подобные отзывы, возникает вопрос: это как же нужно не доверять своему народу, чтобы утверждать, что он легко готов отказаться от своего родного языка?

Но, возможно, современный народ осознает, что может быть не один родной язык? Ведь есть язык отца и матери, малой и большой родины. А может быть, многие представители различных этносов относятся к русскому языку как к родному, не отказываясь при этом от своего этнического?

Сохранение и развитие языков народов России – это сфера ответственности государства, всех институтов общества, но особенно – семьи. Надо поддерживать и всячески поощрять желание говорить, писать, исполнять песни, издавать литературу, создавать СМИ на родных языках народов России. Но самую большую роль в этом играют семейные традиции. От того, как в семье относятся к родному языку, какое место ему отводят в личном общении, будет зависеть его использование в системе образования и иных сферах общественной жизни. Бесспорно одно – владение родным языком только обогащает человека.


Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования

Материалы по теме:
2477