Через огонь и воду

Через огонь и воду

Иван Купала: свежий взгляд на старый обряд

 
 
 
 
11 июля 2014

Плодородие природы омолаживает организм, а душу – праздник. Одним из них, самым ярким и веселым, является День Ивана Купалы, который совпадает с Днем Рождества Иоанна Крестителя. По старому стилю Иванов день отмечали в период летнего солнцеворота (с 20 по 26 июня), теперь в ночь с 6 на 7 июля.

День Ивана Купалы, прежде всего, связан со стихией огня и воды. Само слово "купала" соединяет в себе несколько значений: котел; водоем; костер; ритуальное общественное собрание на ритуальном месте.

Обязательным ритуалом было купание и умывание росой. Считалось, в этот день вода избавляет от болезней внутренних и внешних, а еще обладает живительным действием. А если этой  чудодейственной водицей окропить стены дома, то переведутся в нем тараканы и клопы.

В Иванов день огонь добывали сами, при помощи трения деревянных палочек, а после уже разжигали костер. Костры считались очищающими, поэтому туда детскую одежду кидали, чтобы снять с ребенка нечистую силу и обезопасить его от болезней.

Особо интересны купальские приметы и обряды, связанные с цветами и травами, недаром этот праздник также именуется как Иван-травник. Было поверье, что на Иванов день вся трава целебная, а еще обладает магическим действием. Например, в полночь вереск огнем светится, помогает от всех болезней. Говорили, можно за чудом наблюдать: немногие видели и знают о том, когда цветет орешник, а по старым преданиям, он распускается весь белый, как молоко, именно в ту ночь. Еще одним растением, которое цветет только в ночь на Ивана Купала, является папоротник. С этим цветком связана самая таинственная примета. Говорят, цветет он ровно одну минуту, и тот, кто найдет цветок папоротника, сможет стать невидимым, но для этого надо скрыться в кустах папоротника, так чтобы петухов слышно не было, и присесть нечетное количество раз – три или пять. Существует и другое поверье: кто найдет папоротник, потом на том же месте клад выкопает.

Купальская ночь завораживала и в то же время пугала людей: по преданиям, вся нечисть просыпалась и была особо опасна. Одним из обрядов, связанных с уничтожением ведьм, было сжигание их ритуальных предметов (конские черепа, чучела…) Хоть и боялись люди ведьм, но молодые девушки и парни, жаждущие любви, все равно к ним в лес ходили. Колдуньи привораживали парней, которые девицам нравились, а если ее чары не действовали, порчу наводила, чтобы расстался с той, кого выберет. Говорят, ведьмы сжинали колоски в ту ночь и кверху ногами ходили.

Дурной приметой на Иванов день считалось работать: "Только дометали тут одни у нас – сразу гроза и стог загорелся. В праздник работаешь – на грудного ребенка не заработаешь".

Мало кто знает о том, что в центральных русских губерниях Иван Купала назывался Ярилин День. Ярило – бог жизни и плодородия, чувственной любви и солнца. Во второй половине XVIII века в Воронеже проводились народные игрища под названием Ярило. На главной площади стоял ряженый мужчина, увешанный колокольчиками, лентами и цветами, плясал, распевал песни и приставал к женщинам со всякими непристойностями. Кстати, подобные игрища были популярны во многих губерниях и уездах, особенно между селами; они связаны с древней экзогамией – запретом брачных отношений внутри одного рода. В Зарайском уезде Рязанской губернии люди сходились на холме Ярилина плешь. Тоже прыгали через костры, водили хороводы, купались в реках, пели купальские песни с любовными мотивами. Русские на вопрос, кто был Ярило, отвечали: "Он любовь очень одобрял". Поэтому день Ивана Купала с большим нетерпением ждали молодые. В ту ночь девушки плели венки из трав иван-да-марьи, медвежьего ушка, богородской травы и лопуха, вставляли в них зажженные свечки или лучинки да пускали по воде. Если венок поплыл, то жизнь будет радостной и счастливой, если потонул – не выйти в этом году девице замуж.

Вы спросите: а где сейчас можно окунуться в мир древних язычников и достойно отметить День Ивана Купала. Ответ прост: практически в каждом городе, вся Россия отмечает этот праздник.

В Барнауле Иванов день празднуют очень современно: каждый год желающие собираются на Ленинском проспекте возле фонтанов, которые и стали главным водоемом. В этом году люди обстреливали  друг друга из водных пистолетов, обливали из пластмассовых бутылок и ведер, а кто-то залезал с головой в фонтан. В Омске уже второй год подряд проводится точно такой же современный вариант праздника под названием "Обливашки". Вот такой веселый флешмоб прямо в центре города!

В Кемерово День Ивана Купала явился очень музыкальным и фееричным. Праздник отмечали в музее-заповеднике "Томская писаница". Помимо основных ритуальных обрядов, зрителей порадовали русалки-акробатки, бал нечисти, воздушные гимнастки, фейерверк, иллюстрирующий борьбу Огня и Воды.

Амурчане же отличились и отметили праздник по старому стилю, в селе Черемхово. Вспомнили старые обычаи, сплели венки из разнотравья, спустили их по реке, спели хоровые песни, устроили конкурсы. Развели большой костер, но прыгнуть через него никто так и не рискнул. В следующем году подобное мероприятие власти собираются провести в Чигирях.

Традиционно День Ивана Купала проводится в Челябинской области на Аргазях и под Малоярославцем на Красном лугу. Игры, хороводы, поиски Бабы Яги и зарослей папоротника, дороги с препятствиями, игра на народных инструментах – все это и многое другое порадовало коренных жителей.

В Подмосковье в Подольском районе уже в восьмой раз прошел фестиваль "Купала на Рожайке" рядом с большим этнографическим музеем. Организаторы говорят, что лучше места для музыкального фестиваля с экологической направленностью не найти. Во время празднования работала ярмарка, проводились мастер классы, а также зрители смогли посмотреть театр огня.

Недаром говорят о неразрывной связи народов всего мира, особенно в культурологическом аспекте. Например, День Ивана Купалы отмечают не только славяне: у латышей этот праздник называется Янов день, у ингерманландских финнов - Юханнус, у коми - Иван-Лун.

Время идет, некоторые традиции остаются, а другие трансформируются в нечто новое. Отрадно то, что этнические корни все еще живут в каждом из нас, и именно этот неугасающий интерес к национальному духу, помогает бережно хранить историю и создавать новую, живую, красочную.


Материалы по теме:
4262