Орнаменты древних

Орнаменты древних

Алтайские мастера придавали сакральный смысл даже простым предметам быта

 
 
 
 
3 июля 2014

Орнаменту ошибочно приписывают простую функцию украшения, в то время как за ним стоит история целого народа и культуры.

Ни один вид искусства не расскажет о культуре и народе, породившем его, так выразительно, как это сделает орнамент. Узоры на предметах быта – это ключ к пониманию целого мира определенного этноса, где символы отображают природу и быт народа.

Один из самых древних и малоизученных — алтайский орнамент. Он происходит от скифских традиций. Вероятно, связь с народом кочевников и охотников привела к тому, что алтайцы чаще всего украшали женскую одежду, орудия труда и охоты. Алтайские мастера с помощью декора подчеркивали особенности предметов быта и раскрывали свойства материалов.

Орнаменты народов Алтая отличаются сложными композициями, разнообразными формами, яркими цветами и симметрией. Мотивы росписи передавались из поколения в поколение: часто для украшения использовали изображения растений и животных.

Любой предмет быта орнамент делал особенным и придавал ему сакральный смысл. Например, ковер. Благодаря своей форме и узорам, он символизировал картину мира. Алтайские художники в композиции орнамента на коврах часто изображают круг – воплощение Солнца, луны, звезды. Небесные светила несли в себе символику святости, которая и перекочевала  в орнамент, поэтому круг стал олицетворением вечности, единообразия и красоты.

В орнаменте алтайских ковров часто можно встретить зигзагообразную линию, создающую замкнутый круг – это изображение непрерывного поступательного движения вечной жизни: постоянное перерождение и гибель. Более того, треугольники с вершинами вверх представляют мужское начало и связаны с огнем, а треугольники с вершинами вниз – женское начало, ассоциирующееся с водой.

Мотив орнамента в виде зигзага на алтайских коврах относится к числу древнейших. Так изображали змею-молнию, которая разделила небо и землю, а также небесную воду – дождь. Связь этих двух образов объясняется тем, что змеи всегда активно действуют в дождливое время. Природная особенность змеи — ежегодное сбрасывание кожи — одарила ее образ еще одним значением: циклическое обновление природы. 

Простые символы на предметах быта кажутся нам обычными узорами, но в действительности они оказываются настоящей культурной картой народа. В алтайской орнаментальной традиции нет ни одного случайного элемента. Сложный декор создает картины, наполненные смыслом. Главное — знать, как его прочитать.  


Материалы по теме:
7453