Любить по-ненецки

Любить по-ненецки

"Белый ягель": В фильме о северной любви и долге сыграли калмык и якутка

 
 
 
 
25 июня 2014 3

Фильм "Белый ягель", снятый по повести ненецкой писательницы Анны Нергаки и вошедший в конкурсную программу Московского международного кинофестиваля, показали в Москве. "НацАкцент" побывал на показе и пообщался с генеральным продюсером фильма и актерами.

"Белый ягель" рассказывает об истории любви Алешки — ненца, живущего в тундре, к Анико, которая уехала в город "на большую землю". Мать Алешки насильно женит сына на другой девушке - Илне, чтобы не опустело родное гнездо.

Примечательно, что главные роли исполняют совсем не ненцы. Евгений Сангаджиев, который играет Алешку, родом из Элисты (Калмыкия), где он жил до 18 лет. Галина Тихонова, сыгравшая молодую жену героя, — якутка. По ее словам, вживаться в образ работящей ненецкой девушки ей было не трудно, так как она сама выросла в деревне и не боится тяжелой работы.

Любопытна история создания фильма. Будущий генеральный продюсер фильма Светлана Дальская когда-то прочла книгу известной ненецкой писательницы Анны Нергаки "Молчащий", и захотела познакомиться с удивительной женщиной, живущей на Севере, а еще снять по мотивам ее повести фильм. Но сюжет оказался так не прост, поэтому писательница предложила экранизировать другую повесть — "Белый ягель".

Как рассказала "НацАкценту" Светлана Дальская, прототипом Анико, которая уходит на "большую землю", является сама Анна Нергаки. Но в отличии от нее Анна вернулась в родные края, построила православный храм и теперь воспитывает в своей национальной православной школе "Земля Надежды" детей, оставшихся без родителей. Светлана Дальская со своей идеей для съемок решила обратиться к Народному артисту России, сценаристу и режиссеру Владимиру Меньшову "просто потому, что кабинеты были по соседству", объясняет она. А уже Владимир Меньшов обратился к режиссеру Владимиру Тумаеву, который мгновенно загорелся идеей создания фильма о ненцах, живущих вдали от европейской части России и ее понятий, со своим укладом жизни, в свободе и гармонии с природой.

"У нас страна гигантская и мы мало знаем, что-то за европейской частью. Мне давно хотелось рассказать о народе, о котором мало что мы знаем. Большей частью по анекдотам, отрывочным сведениям. А тут целая история. Я прочитал повесть, и поехали мы туда. Была не одна краткосрочная экспедиция, мы ходили вместе с ними, кочевали, спали в их чумах, провели какое-то время среди них. И я был просто покорен всем этим миром. И хотелось рассказать о нем", — поделился режиссер с журналистами.

Одной из основных тем фильма стала преемственность поколений. У всех малочисленных северных народов есть одна беда — сыновья и дочери все чаще уезжают на "большую землю", за устроенной городской жизнью, в противовес той, что ждет их дома.

В фильме с самого начала показывают, как вертолет спускается к чумам, чтобы забрать детей в школу, где они будут учиться. Дети прячутся, не хотят уезжать из родного стойбища, но деваться некуда — так устроена современная жизнь. Молодой парень Алешка остается один с матерью, и та решает его женить. Любопытен момент, когда мать переворачивает икону Божьей матери и просит дух огня помочь ей женить сына. У ненцев, действительно, христианство и шаманизм находятся в содружестве, мирно уживаясь друг с другом в одном чуме.

Обряд свадьбы и вовсе удивителен для восприятия европейского человека. Невесту привозят в дом жениха как груз, как новую хозяйку, сразу же начинающую выполнять свои обязанности чумработницы. В тундре главное, чтобы жена была трудолюбивой. Хотя, здесь люди не знают, что такое лень, когда каждое дело может отделять их от жизни и смерти.

Главные герои фильма говорят на ненецком языке, который актерам пришлось учить с большими усилиями. Язык — это главный охранитель культуры народа. Пока он жив, пока им пользуются, жива культура, обряды и обычаи. Именно поэтому тяжело принимает отец свою дочку Анико, которая уже не помнит родного языка или просто не готова говорить на нем, так как сделала свой выбор в пользу городской жизни.

Съемки фильма делал "Мосфильм", в зале при виде знакомых очертаний памятника рабочему и колхознице даже зааплодировали. Фильм был сделан на средства Минкультуры при поддержке правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. На съемки ушло два года, бюджет картины составил 90 млн рублей. Сами съемки проходили в экстремальных условиях, температура не поднималась выше минус 30 градусов. Но, по словам режиссера и актеров, все проходило легко и гладко. Ходила съемочная группа в местной одежде — девушки в ягушках, мужчины в малицах и, обязательно, в кисах — обуви из камуса оленьих лап.

Все чумы, предметы быта и главное — стада оленей — были самыми настоящими, только актеры пришли в эти места и влились в свои роли. Фильм снят преимущественно о любви, о взаимоотношениях поколений и о том, как живут люди на крайнем Севере, за полярным кругом. Здесь нет дорог, а чтобы поймать сотовую связь порой нужно ехать на снегоходе или нартах к вышке, но при этом в каждом чуме есть и телевизор, и ноутбук, и планшет. Сочетание несочетаемого, современного и архаичного в этих местах привычны.

Авторы фильма постарались показать настоящую жизнь ненцев в тундре, ее особенности и нравы самих людей, а наградой им стал "Приз зрительских симпатий", полученный на 36-ом Московском международном фестивале.


Материалы по теме:
4889