Путеводитель по Крыму

Путеводитель по Крыму

Турецкая баня и немецкая пивная: полуостров напичкан объектами этнографического туризма

 
 
 
 
23 мая 2014

Отдых в Крыму в этом сезоне привлекает россиян как никогда. На майские праздники на переправе из порта "Кавказ" в Керчь некоторые туристы героически выстояли 20-часовую очередь, доказав тем самым, что никакие политические перипетии курортный сезон на полуострове не сорвут. "НацАкцент" решил подготовить читателей к отпускам и составить краткий этнографический путеводитель по Крыму.


История Крыма — это рассказ о бесконечных войнах и в то же время об умении жить в согласии, несмотря на различия в обычаях, культуре и религии. Живших на полуострове в Железном веке киммерийцев сменили греки и скифы, скифов потеснили сарматы, век спустя на полуострове появились понтийцы, которых в свою очередь разгромили римляне. Восточные славяне, готы и гунны, византийцы и тюрки, болгары и караимы, половцы, генуэзцы, турки — все они оставили свой след истории Крыма: города, крепости, названия.

Примечательно, что многие крымские туристические компании специализируются на этнографических турах по Крыму, сопровождая поездки по историческим местам и достопримечательностям знакомством с национальной музыкой, танцами и кухней.

Армяне

Армяне составляли значительную прослойку в средневековых городах Каффе (Феодосии), Карасубазаре (Белогорске), Гезлеве (Евпатории). До сих пор большая группа армянских церквей XIV в. сохранилась в Феодосии. Остаются знаменитыми армянская церковь Св. Никогайоса (Николая) в Евпатории и церковь в Ялте.

Крупнейшим религиозным армянским памятником, пожалуй, является действующий монастырь "Сурб-Хач" (Святой крест), который находится неподалеку от Старого Крыма. Этот монастырский комплекс до сих пор остается крупнейшим культурно-просветительским центром крымских армян. Основание монастыря и устройство в нем Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV в. Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из Армении в Крым. В настоящее время в трапезной находится музейная экспозиция, посвященная истории монастыря.

Болгары

Большая община крымских болгар находится в Коктебеле — городе, созданном на основе села Коктебель, болгарского хутора Бараколь, греческого хутора Армутлук, русского хутора Кордон и русского дачного поселка на берегу залива. По некоторым данным, до начала сталинской депортации в июне 1944 года болгары составляли абсолютное большинство жителей города. Многие их дома сохранились и придают поселку тот самый особый колорит, благодаря которому устоялось выражение "болгарский Коктебель".

В начале XIX века на Крымском полуострове возникли две болгарские колонии: Старый Крым и Кишлав. После депортации народа Кишлав был переименован в Курское, потому что заселили пустые дома переселенцы из Курской области. Со временем построенная болгарами церковь разрушилась, а кладбище, по некоторым свидетельствам, закатали под стадион. Однако в поселке осталось много старых болгарских домов, в которых до сих пор живут люди. Сельчане помнят историю и даже поставили скромный памятник жертвам депортации.

Историческую часть Старого Крыма до сих пор называют Болгарщиной. Здесь из всего болгарского квартала сохранились лишь несколько болгарских мазанок, старинный фонтан и Успенский храм, который восстанавливали несколько раз.

Греки

Этнографический центр крымских греков "Карачоль" находится в Белогорском районе, в селе Чернополье. Неравнодушные люди воссоздали там греческую усадьбу середины 19 века, на территории которой можно увидеть интерьер сельского дома греческой общины, предметы быта, одежду и старинные фотоснимки.

Самым известным древнегреческим памятником на территории Крыма является Херсонес Таврический, основанный в VI веке. Сейчас Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником, включенным в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городище сохранились архитектурные памятники — Башня Зенона, базилика, агора — и  коллекции эпиграфических памятников (в том числе всемирно известная присяга граждан Херсонеса III в. до н. э.), произведения искусства, ремесленные изделия, орудия труда и предметы быта.

Еще один крупный греческий город — Пантикапей, основанный на месте современной Керчи в конце VII века до н. э. С древних времен там сохранились остатки стен зданий, башен и мраморные колонны. Главный символ руин античного города Пантикапея — это высокая арка с колоннами и резным каменным портиком.

Евреи

Примечательно, что руины греческих городов оставили свидетельства пребывания на их территории евреев. И в Пантикапее, и в Херсонесе ученые обнаружили надписи и изображения, свидетельствующие о наличии в этих городах иудейских общин. В основном же сохранившиеся памятники еврейской культуры в Крыму — это синагоги. Известны "Солдатская" синагога в Севастополе, Хоральная синагога в Симферополе, синагога Егия-Копай в Евпатории, которую также называют Ремесленной, поскольку ее построили в 1912 году на деньги ремесленников, проживавших в близлежащих кварталах, и многие другие. 

В ряде городов Крыма остались еврейские кладбища, однако почти все они застроены, а надгробия утрачены. Сохранилось новое кладбище в Симферополе и кладбище в Евпатории, однако и на них значительные участки разрушены при строительных работах.

Караимы

В настоящее время численность крымских караимов во всем мире не превышает 2000 человек, в Крыму их около 700. Крупный духовный центр крымских караимов — храм Караимские кенасы был построен в XIX веке в Евпатории. В настоящее время в нем проводятся экскурсии, работает караимская библиотека, а также размещены небольшой музей караимской культуры и кафе караимской кухни. 

Также две кенассы и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов, сохранились среди руин бывшего города-крепости Чуфут-Кале, расположенном на территории Бахчисарайского района. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.

Крымские татары

Название бывшей столицы Крымского ханства Бахчисарай переводится с крымско-татарского как "сад-дворец". На протяжении XIX — начала XX веков город был центром культурной и общественной жизни крымских татар. До начала депортации народа Бахчисарай был одним из трёх городов Крыма, в которых преобладало крымско-татарское население.

Главным историческим памятником и туристическим объектом Бахчисарая является дворец крымских ханов — Хансарай, в котором находится прославленный Пушкиным фонтан слёз.

В Бахчисарайском районе в селе Соколином (быв. Коккоз) открыт культурно-этнографический центр крымских татар "Коккоз", расположенный в старом доме, где воссоздан традиционный быт крымских татар. В музее крымско-татарских ремесел посетителей знакомят с традиционным ковроткачеством и вышиванием. Гостям центра рассказывают о вековых традициях крымско-татарского дома и семьи, их обычаях.

Несомненно, многочисленными историческими памятниками крымско-татарской культуры являются мечети, например действующая мечеть Хан-Джами (с татарского – Ханская мечеть) или, как ее еще называют Джума-Джами (Пятничная мечеть) в Евпатории или мечеть хана Узбека в Старом Крыму.

Крымчаки

Культурное наследие этого народа почти не сохранилось. После захвата фашистами во время Великой Отечественной войны Крыма большинство крымчаков были расстреляны осенью 1941 года вместе с евреями. Часть уцелевших крымчаков была депортирована советскими властями в Среднюю Азию вместе с крымскими татарами в 1944 году. Сейчас на полуострове проживает всего около двухсот крымчаков. До начала Великой Отечественной их на полуострове было шесть тысяч человек.

Среди культурно-исторических памятников полуострова, связанных с историей крымчаков, следует отметить три синагоги (в современной крымчакской литературе къаал), остатки крымчакских кладбищ, крымчакские улицы и переулки почти в каждом крымском городе, а также место массового расстрела фашистами крымчаков и ашкеназов на 9-м километре шоссе Симферополь – Феодосия.

В настоящее время правление республиканской организации крымчаков добивается передачи исторического здания молитвенного дома крымчаков в Евпатории местной общине и предлагает создать там филиал краеведческого музея. Но из-за того, что городские власти не могут переселить в другие квартиры людей, проживающих в бывшем молитвенном доме, возвращение здания общине отложено на неопределенный срок.

Собственный молитвенный дом Къаал крымчакская община открыла в сентябре 1908 года. В качестве молитвенного дома он просуществовал около тридцати лет. Позже в советское время в этом здании был открыт крымчакский клуб и мастерские. 

Немцы

В 1991 году в селе Кольчугино под Симферополем в бывшем доме помещика Шнайдера был открыт культурно-этнографический центр крымских немцев "Кроненталь". Одноименная немецкая колония появилась здесь в 1811 году после издания манифеста царя Александра I об освоении причерноморских земель. К концу XIX в. в селе проживало более 1,5 тысячи человек, преимущественно немцев. Здесь находилась экономия (крупное помещичье хозяйство) Шнайдеров, которые владели обширными землями и специализировались на выращивании винограда и виноделии. Местные жители вообще славились искусством виноделия, и в каждом сельском доме в Кронентале был винный подвал. С этого времени крымские вина получили большую известность в России. Современное производство вин АПК "Виноградный", в который входит село Кольчугино, заложили немецкие колонисты.

Крымские немцы, как и многие другие народы, были депортированы, а их хозяйство национализировали еще раньше - в годы революции. В Кольчугине сохранилось 54 дома немецких колонистов, а также два храма: римо-католический и евангелистско-лютеранский.

В культурно-этнографическом центре в зданиях усадьбы Шнайдера собраны предметы старонемецкого быта и утвари, уникальная коллекция фотографий надгробий и памятников, воссозданы старинные образцы черепицы, которую производили крымские немцы в начале 19 века. Посетителей знакомят со старинной технологией приготовления темного и красного немецкого пива. В подвале-музее, где воссоздана атмосфера старинной немецкой пивной с длинными деревянными столами, проходит дегустация пива и жареных колбасок. 

Русские

Достоверно неизвестно, когда русские впервые появились на Крымском полуострове, однако по одной из версий князь Владимир принял крещение в греческом Херсонесе. Тогда же, в Х веке, русичи прочно утвердились на востоке Крыма и на Тамани, где образовали Тмутараканское княжество. Сейчас так называемое Таманьское городище превратилось в музей-заповедник, где ведутся раскопки. Находки можно увидеть в Таманском археологическом музее.

В конце XVIII - начале XIX вв. в степном Крыму появляются поселения раскольников-староверов. Одно из них село Курортное, Ленинского района - бывшая Мама Русская - существует и в настоящее время. Здесь сохранился молитвенный дом, традиционный уклад старообрядцев, исполняются обычаи и обряды.

В 80-х годах XVIII века началось интенсивное заселение крымских земель русскими. Первыми поселенцами были воины Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные в Крыму для охраны рубежей Российской империи. Поселены солдаты были на целинных землях в Симферопольском и Феодосийском уездах. А к 1786 г. на картах Крыма уже обозначились первые солдатские деревни - Мазанка, Курцы, Каменка. В числе первых русских поселений также числятся пос. Зуя Белогорского района, с. Прохладное Бахчисарайского района, Грушевка (быв. Салы) Судакского горсовета. В этих населенных пунктах сохранились жилища конца XVIII - начала XIX вв. Некоторые из них заброшены, но сохранили элементы традиционной архитектуры, внутреннюю планировку. В некоторых местах сохранились землянки, предшествующие жилищам-мазанкам русских солдат.

После подписания Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России возникло немало роскошных, исполненных в лучших традициях того времени памятников культуры, принадлежащих русским и русскоподанным вельможам и знати. Примером классической русской культуры в Крыму может служить дворец графа Воронцова в Алупке или Ливадийский дворец, построенный под Ялтой в 1911 году по проекту местного архитектора Н. Краснова.

Турки

Турецкая крепость Ени-Кале (Новая крепость) была возведена в 1703 г. на берегу Керченского пролива, в самом узком его месте. В наши дни является одной из достопримечательностей Керчи и Крыма. Крепости присвоен статус памятника архитектуры, охраняемого государством. Несмотря на реставрационные работы, почти вся крепость находится в руинах. Наиболее хорошо сохранились ворота, фрагменты крепостных стен и полубастион с прибрежной стороны.

Еще одна уникальная достопримечательность, доставшаяся Крыму от турок, — бани в Евпатории, действующие со времен средневековья. Турецкие бани были построены славянскими рабами в XVI веке. В то время на территории нынешней Евпатории находился один из самых больших невольничьих рынков Европы. Здесь мылись не только турки и крымские татары, но и рабы. Турецкие бани работали почти 500 лет.

Еще в 1987 году жители советской Евпатории могли помыться в ней всего за 20 копеек. Однако в начале 90-х здание оказалось закрыто на ремонт, после чего со стен и пола исчез уникальный мрамор. Сейчас эта достопримечательность Евпатории находится в полуразрушенном состоянии.

Украинцы

Изучить культуру украинского этноса в Крыму можно в селе Новониколаевка Ленинского района. Там находится музей этнографии, в котором представлен предметный ряд по украинцам Крыма, поселенцам XIX - начала ХХ вв. В селе сохранились жилища конца XIX в., одно из них по инициативе местного жителя оборудовано под музей "Укранська хата". Выдержан традиционный интерьер, представлены предметы быта, мебель, собрано много фольклорных зарисовок.

Одним из первых украинских сел в Крыму является село Партизанское Симферопольского района (бывшая усадьба "Саблы"). В селе сохранилась часовня конца XIX в. В черте села располагается кладбище с чередующимися современными и прошлого века захоронениями, интересными по форме крестов и надписям на каменных плитах.

Эстонцы

Около 50 семей эстонцев живут в селе Краснодарка (бывшее Кончи-Шавва) Красногвардейского района. Оно расположено  в западной части Крыма, далеко от цивилизации, куда не возят экскурсии и не ходят рейсовые автобусы. Зато в селе сохранилась традиционная культура эстонцев.

Эстонские крестьяне переселились в Крым в 1860 году, узнав о свободных землях, оставшихся после эмиграции крымских татар в Турцию. Местами их компактного проживания является степная часть полуострова: села Новоэстония, Краснодарка и с. Береговое (с. Зашрук) Бахчисарайского района. Во всех селах сохранились традиционные жилища с характерной планировкой и элементами убранства конца XIX - начала XX вв., хозяйственные постройки.

Одной из отличительных черт эстонской культуры является хоровое пение, традиции которого характерны и для эстонцев Крыма. Большую экспозицию, посвященную этому народу, можно найти в Крымском этнографическом музее в Симферополе.

Эстонская община Крыма никогда не была многочисленной — сейчас она составляет около 700 человек. Однако эстонцы сохраняют свою культуру, проводят выставки и конференции, изучают родной язык и поддерживают тесные связи с исторической родиной.


Материалы по теме:
5158