Еврейские жены русских революционеров

Еврейские жены русских революционеров

Особенности брачных предпочтений древнего народа

 
 
 
 
16 марта 2014

Численность евреев в России, мягко скажем, незначительна: всего  156 801 человек согласно переписи 2010 года  причислили себя к этому древнему народу. От общего населения страны это лишь 0,1 %. Однако, успехи и неудачи наших сограждан еврейской национальности – традиционный предмет пересудов на многонациональных российских кухнях, как, впрочем, и мифы об их семейной жизни. В канун самого веселого для этого народа праздника - Пурим, "НацАкцент" решил обобщить некоторые научные исследования на сей счет, дабы отделить вымысел от правды.     

Главное – женщина!

Существует любопытная статистика, согласно которой еврейские женщины вступают в межнациональные браки чаще, чем мужчины. Корни этой тенденции, по мнению исследователей, уходят в древние иудейские традиции, что и позволяет этому рассеянному по миру народу сохранять фантастическую целостность.

По закону Галахи, евреем может считаться лишь ребенок, родившийся от еврейской матери. Все внуки и правнуки еврейской бабушки – тоже евреи. А вот мужчина, женившийся на женщине другой национальности, уже никак не может произвести на свет еврейское потомство. Гипотетически, рожденный матерью-нееврейкой может быть обращен в еврейство по религиозным канонам. Но, как правило, мужчины-евреи в смешанных браках быстро ассимилируются и уходят из иудаизма. Так что для религии брак еврей-нееврейка гораздо более нежелателен. Многие еврейские активисты считают проблему смешанных браков важнейшим вызовом еврейскому народу в 21 веке.

В самом Израиле до сих пор по закону можно зарегистрировать только религиозный брак и исключительно с единоверцем. На Святой Земле есть даже министерство по делам религий, которое ведет строгий учет смешанных браков.

Ортодоксальный иудаизм мало изменился за прошедшие двадцать столетий. Но прогрессивные течения религии, которые начали возникать в 19 веке, сегодня отнюдь не запрещают евреям межнациональные браки. Раввины этих течений свободны в принятии решения о проведении свадеб между евреем и представителем другой культуры. Некоторые их них даже выступают за признание еврейства по отцу.

Проживающие за пределами исторической родины евреи относятся к межнациональным бракам куда более терпимо. В Европе и США сегодня до 50 процентов евреев женятся и выходят замуж за представителей других этносов. Причем процент смешанных браков повышается в странах с небольшим еврейским населением. То есть, если есть такая возможность, евреи выбирают в спутники жизни "своих".

Брачные предпочтения

В России, судя по опросам, процент межэтнических браков еще больше, чем в Америке. Яркая тому иллюстрация - результаты социсследования в Пермской области в 1994-1995 годах. Из 101 опрошенного представителя еврейской национальности лишь 32,7  процентов образовали брачные союзы с супругами-евреями. Большинство евреев (60.4%) признались, что их не волнует национальная принадлежность брачного партнера сына или дочери. Отрицательно высказались о межнациональных семьях лишь 31.6% респондентов.

В 1970-80-е годы межнациональные браки еврейки чаще всего заключали с русскими.

Росло количество союзов евреек с армянами и азербайджанцами, что было связано с притоком населения с Кавказа. Мужчины-евреи женились тоже преимущественно на русских. Встречались браки с татарками, мордовками и чувашками.

В нашей стране русско-еврейские семьи получили распространение после революции и отмены черты оседлости. Первые межнациональные семьи, как правило, состояли из жены-еврейки и русского мужа. Чуть позже, в советское время ситуация поменялась – еврейские мужчины стали жениться на русских.

Надежный тыл

Жены многих известных революционеров и будущих советских вождей были еврейками. Например, молодая эсерка Голда Горбман, которая познакомилась в архангельской ссылке со своим будущим мужем Климом Ворошиловым. Перед вступлением в брак с Ворошиловым она крестилась, сменила имя и стала Екатериной Давидовной. На родине Голды местный раввин предал ее проклятию, а родители отреклись от нее.

Правая рука Сталина Вячеслав Молотов тоже был женат на еврейке Полине Жемчужиной и очень ее любил. Но один из организаторов сталинских репрессий сам стал их жертвой. В конце 1948 года Сталин приказал арестовать всех жен-евреек ближайших своих соратников. В заключении оказались Жемчужина, жена члена политбюро Андрея Андреева Дора Хазан, жена Александра Поскребышева Бронислава Соломоновна. Жемчужину выпустили только после смерти Сталина.

Жены-еврейки были у Николая Бухарина, Сергея Кирова, Николая Ежова, Алексея Рыкова и даже у сына Сталина Якова Джугашвили.

Что русскому хорошо…

У нас в стране существует множество мифов и стереотипов о евреях, которые во многом определяют отношение к межнациональным бракам. Возьмем хотя бы расхожий образ еврейской матери: ворчливая, властная, постоянно вмешивающаяся в жизнь взрослых детей, контролирующая всех домочадцев. Считается, что еврейские женщины избалованы и своенравны, что умеют устроиться. Так что жена-еврейка при русском муже-простофиле воспринимается как локомотив, который "выведет его в люди", отмечает в публикациях научный сотрудник Центра русского фольклора Варвара Добровольская.

Еврейский мужчина в первую очередь славится своим умом и деловой хваткой. Еврейский мальчик – интеллигент. Он ходит на шахматы, играет на скрипке. В русской семье главное достоинство мужа не ученая степень, а умение забить гвоздь. В еврейской семье мужчина  должен заработать денег на то, чтобы кто-то забил этот гвоздь, подчеркивает Добровольская.

По ее словам, любая еврейская семья ребенка от смешанного брака, несмотря на религию, воспринимает как "свою кровь". При этом невестка-нееврейка всегда будет чужой.

Родители в смешанной семье воспринимают ребенка тоже, как правило, по-разному. Еврейские родители всегда говорят, что у них растет "нормальный гениальный еврейский ребенок". "У русских все-таки несколько иной стереотип, и русская мама произносит фразу: "У нас девочка не очень красивая, в нее надо вкладывать денежки, чтобы там была умная, чтобы танцами занималась, музыкой. Не внешностью возьмет, но возьмет другим". На что еврейский папа отвечает совершенно сакраментальную, я считаю, фразу: "У меня некрасивая девочка?!" - и не разговаривает с мамой два дня. Ему в голову не может прийти, что у него некрасивая девочка", - говорит Добровольская.

Пурим

Наступающий еврейский праздник Пурим неразрывно связан с именем смелой еврейской женщины Эсфирь, жены персидского царя Ахашверона. Советник царя Аман с помощью интриг добился разрешения уничтожить евреев на всей территории царства. Вопреки этикету, нарушение которого грозило ей потерей положения и даже жизни, Эсфирь явилась к царю, чтобы просить о спасении своего народа. История закончилась благополучно: Артаксеркс приказал повесить Амана, а евреи избежали трагической участи. С тех пор евреи празднуют Пурим, во время которого от души радуются, веселятся и пируют.

Так что, если вы хотите понять, кто же она такая на самом деле – еврейская женщина, обратитесь к образу Эсфири: смелой, красивой и горячо преданной своему народу. 


Материалы по теме:
6609