Мерянские этнофутуристы сотворили Вселенную в Латвии эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь новостью

Мерянские этнофутуристы из общества Metsa Kunnta (Братство Леса) 14-16 февраля приняли участие в XV Международном фестивале традиции масок в Латвии. Фестиваль масок в этом году прошел в Риге в рамках программы "Рига — культурная столица Европы".

Москвичи представили интерактивную лекцию и видеошоу на тему "Проблемы осмысления феномена ряженья в Верхнем Поволжье". Культуролог Ольга Лазарева рассказала о ритуальных масках, бытовавших в Верхневолжье, являющихся самым ярким, мифологически содержательным и архаичным атрибутом ряженья.

Помимо доклада, участники Metsa Kunnta показали арт-перформанс "Сотворение Земли", в котором творчески переосмыслили древний финно-угорский миф о Белом (Юмалл) и Черном (Ёлс, Керемет) богах. Общие мифы о сотворении Мира и Земли, общие имена богов напоминают о некогда единой финно-угорской мифологии. Так, у прибалтийских и поволжских финнов, зауральских угров и северных русских сохранились мифы о Черном боге, младшем брате Белого бога-демиурга, иногда выступающим в виде водоплавающей птицы, которая достает Землю, три раза ныряя на дно Мирового океана по повелению бога-творца.

Рассказывает культуролог Ольга Лазарева, участник перформанс группы Мется Куннта: "Маска является, пожалуй, самым ярким, мифологически содержательным и архаичным атрибутом традиционных праздников и ряженья. Для различного рода представлений лучше всего подходили маски, изображающие то или иное действующее лицо мифа. Однако маска — это не только предмет для узнавания героя, маска — это ритуальная одежда в целом. Для перформанса нами было задумано два персонажа-маски. Это Белый Бог (Юмалл), который в мифе плавает в водах изначального океана на чудесном судне — каменной лодке. Его изображает маска-костюм белого цвета. Из пены на воде появляется Черный бог (Ёлс, Керемет), которого можно узнать по черной маске-костюму. Все элементы одежды являются традиционными для Верхневолжского региона X —XVIII века.

По ходу представления Белый бог три раза заставляет нырять Черного на дно, чтобы достать землю. Лишь на третий раз, поминая Божье имя, Ёлс добывает землю, но часть ее утаивает во рту. Юмалла перетирает землю ладонями и рассеивает ее по океану, отчего земля разрастаеться на волнах. Растет и утаенная во рту Ёлса земля, так что тот вынужден выплевывать ее — от чего возникают горы, ущелья, болота и непроходимые леса. После творения Земли рассерженный Юмалл изгоняет Ёлса под землю, в пекло…".

Тем не менее выступление Metsa Kunnta не только о прошлом. Об этом "НацАкценту" рассказал другой участник мерянского арт-перформанса Андрей Малышев: "Время сильно пошатнуло наши традиции, живая система мифологического жанра за 20-ый век десакрализовалась. Особенно ощутимым этот процесс был в 50-70-х годах 20 века, в период советской урбанизации. Сопровождалось это болезненным для нескольких поколений людей расшатыванием региональных субэтнических ориентаций, что значило для всех отлучение от родной культуры. Попросту говоря, новые горожане, вчерашние жители деревни, были вырваны из культурного, архитепического круга, к которому принадлежали их предки.

В наше время довольно активно предпринимаются попытки возродить утраченную традицию. Наша задача — найти ей достойное и наиболее правильное место в современной городской культуре. С позиции финно-угорского этнофутуризма, идеи которого мы представляем, обрядовая практика ряженья не должна напоминать бессмысленную игру в старину, "ряжением в ряженых".

Напротив, эта практика должна быть глубоко осмысленна в различных ее аспектах и проявлениях, опираясь на имеющиеся этнографические, культурологические и этнографические исследования.

Ряженье может стать новой городской постмерянской мифологией, в которой современные русские жители мегаполиса смогут найти для себя еще одну грань идентичности, имеющей глубокие древние корни".

 Фестиваль масок проводится раз в год Латышским фольклорным союзом при поддержке Управления культуры Рижской городской думы. Главная цель мероприятия — популяризация традиций масок в Европе. В XV фестивале приняли участие коллективы из Латвии, Литвы, России и Белоруссии, а также представители русской общины города Риги.

Группа этнофутуристов Metsa Kunnta (Братство Леса), члены которой актуализируют мерянское наследие в русской культуре, была основана в 2010 году.

Меряне — древнее финно-угорское племя, ныне считающееся вымершим. Этот народ жил на территории современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части Московской и Тверской, части Вологодской и западе Костромской областей. По данным филологов и этнографов, меряне полностью вошли в состав древнерусского народа, составив одну из его этнических основ. Мерянский язык как самостоятельный предположительно вымер на рубеже XVII — XVIII веков.

Тэги
Поделитесь новостью