Запретить Новый год? эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Запретить Новый год?

Рождественские скандалы в Европе, связанные с межконфессиональными разногласиями, для нас уже не новость. В 2012 году в одном из городов Дании, где в составе городского руководства преобладали мусульмане, решили не устанавливать елку на рождественские праздники. Тогда же в Бельгии вызвало протесты населения толерантное электронное "зимнее дерево" на месте привычной елки в центре города. В Великобритании на протяжении многих лет некоторые компании из соображений политкорректности запрещают сотрудникам украшать офисы к Рождеству из-за опасений оскорбить людей иного вероисповедания.

Все это примеры из стран, которые, в отличие от России, только учатся соседствовать с народами, традиционно исповедующими ислам. Но, как показывает история, проблемы с Запада через десятилетие-другое приходят и к нам.

Ведущий научный сотрудник Центра "Религия в современном обществе" Института социологии РАН Мария Мчедлова отмечает, что дискуссия об установке новогодней елки  уже разгоралась в Дагестане. Там противники новогоднего символа апеллировали к тому, что это христианская традиция, и напоминали, что у нас светское государство. В 2012 году в Казани руководитель одной из компаний попросила сотрудников не украшать офис гирляндами и мишурой, так как Новый год — не мусульманский праздник.  

По словам Мчедловой, эта тенденция еще не распространилась повсеместно, но уже возникают точки, которые болезненно воспринимаются на локальном уровне, а потом проецируются на остальное общество.

Такие же настроения нарастают в бывших республиках СССР, народы которых исповедуют ислам. В Азербайджане Исламская партия потребовала предотвратить новогодние гуляния и пресечь празднование Нового года. В этой связи случайное возгорание елки на площади Фонтанов в Баку приписали исламским радикалам. Похожие сообщения поступают из Таджикистана. Там подумывают о запрете показывать по телевизору Деда Мороза и Снегурочку, поскольку они не имеют прямого отношения к национальным традициям.

В соцсетях среди мусульман перед Новым годом проводится уже ставшая традиционной пропаганда. Их призывают не только не отмечать кафирские праздники, но даже не поздравлять неверных. "Новый год" разрушает главную основу Ислама — единобожие. Нашим детям внушается мысль о "всеслышащем" и "всемогущем" Деде Морозе, который якобы исполняет любые желания, и дети взывают к Деду Морозу так, как следует взывать только к Аллаху", — обосновывают отказ от праздника распространители идеи. Они также считают, что украшение елок сродни обращению язычников с идолами.

"Узколобая, явно выделяющаяся группа интернет-поколения, накачанная враждебным отношением ко всему, что не вписывается в их рамки понимания религии", — так характеризует гиперактивных пользователей соцсетей имам-хатыб Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов. По его словам, поздравление соседа-христианина с Рождеством говорит лишь о том, что ты, следуя достоверной Сунне, поддерживаешь добрые отношения со своим соседом. Точно так же обстоят дела и с иудеем, атеистом, индусом или язычником.

"Поздравление человека с Новым годом указывает на проявленное внимание к ближнему и пожелание ему добра в новом по григорианскому календарю году. А Дед Мороз, Снегурочка — просто очередная сказка, сказочные персонажи, дарящие подарки, что также является сунной (то есть дарить подарки друг другу)", — говорит имам.

Радикальную позицию в отношении празднования Нового года занимают во многих ортодоксальных религиозных сообществах — христианских, иудейских. В этнических сообществах в силу их светскости такой тенденции не наблюдается. "Новый год для нас — это традиция, то, чем мы выросли, теплый семейный праздник, когда люди собираются вместе", — рассказала генеральный директор еврейской ФНКА Евгения Михалева. По ее словам, никакой дискуссии по поводу того, отмечать или не отмечать в их сообществе нет, поскольку нет почвы для нее.

К ежегодным предпраздничным спорам неожиданно подключился глава Чечни Рамзан Кадыров: "Мы отмечаем наступление календарного года, подводим итоги, строим планы на будущее. Это не имеет никакого отношения к религии". Он считает проявлением невежества разговоры о том, что отмечать наступление Нового года — грех. Елка, установленная в этом году в Грозном, обещала стать чуть ли не самой высокой в стране. Правда, ее перенесли в другое место. Раньше елка стояла на главной площади рядом с мечетью "Сердце Чечни", однако оказалось, что громкая музыка во время празднования мешала верующим.

Глава Чечни верно подметил главное: Новый год в России не религиозный, а светский праздник. В XIX веке православная церковь выступала против обычая устанавливать рождественскую елку, получившего широкое распространение именно тогда, а вовсе не во времена Петра I. Однако празднично-обрядовый календарь — важный маркер культуры народа, который, как и традиционная кухня, сохраняется дольше всего и является отличительной особенностью этнической общности, даже когда из обихода начинает исчезать национальный язык. Отрицание новогоднего праздника, тесно связанного в нынешней европейской культуре с Рождеством Христовым, по сути является попыткой ислама занять еще один рубеж в борьбе за мировое духовное господство. Точно также в свое время поступало и христианство, когда на территориях своего распространения активно противодействовало проведению языческих обрядов. Впрочем, в России всегда старались найти компромисс, искусно подменяя суть дохристианских праздников новозаветными смыслами. В результате у нас появились ныне любимые всеми Масленица и Иван Купала. Потом был светский период в нашей истории, когда уже атеистическая власть отменяла или трансформировала под себя праздники. Теперь на новом витке религиозности мы видим такую же борьбу с уже светскими праздниками со стороны самой молодой мировой религии — ислама. Получается, что борьба и нетерпимость людей остаются прежними на протяжении сотен лет, меняется лишь повод для их "боевых действий".

Тэги
Поделитесь статьей