О законе об "иностранных агентах"

О законе об "иностранных агентах"

В 2013-2014 году 15 региональных организаций российских немцев подверглись проверкам на предмет источников получения средств в рамках закона о деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В настоящее время у нас идет несколько судебных разбирательств, связанных с претензиями Минюста к нашим источникам финансирования.

Вероятно, это связано с тем, что данный законодательный акт трактуется в некоторых случаях не совсем корректно, поскольку в нем говорится об организациях, которые занимаются политической деятельностью, а общественные организации российских немцев никак не связаны с политикой.

Так сложилось, что с конца 80-х — начала 90-х годов российские немцы получают финансирование от исторической родины – Германии. Это вполне объяснимо: с одной стороны, у Германии есть ряд послевоенных обязательств, которые она выполняет не только по отношению к российским немцам, но и ко многим другим государствам и народам. С другой стороны, поддержка соотечественников является в любой стране одной из ведущих государственных линий. Такие меры поддержки соотечественникам за рубежом оказывает и Россия, например, согласно ФЗ РФ № 99 "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", и это совершенно логично и правильно.

Поддержка российских немцев осуществляется на межправительственном российско-германском уровне на паритетных условиях, поэтому мы никогда не скрывали этого. Но мы не подавали сведения в Минюст и не указывали себя в качестве иностранных агентов, поскольку в данном законе есть строки о том, что он касается только тех организаций, которые занимаются политической деятельностью.

Самоорганизация российских немцев занимается исключительно этнокультурной образовательной и научной деятельностью, поэтому, конечно, то, что нам сегодня приходится доказывать свою непричастность к политике, а, соответственно, и к "иностранным агентам" вызывает у нас чувство досады и сожаления – время, которое мы могли бы использовать для реализации социально-значимых культурно-образовательных проектов и программ, нам приходится тратить на судебные разбирательства.

Могу предположить, что примерно в такой же ситуации сейчас и организации финно-угорских народов. Конечно, в происходящем нет ничего фатального, но это неприятно, поскольку, как я уже говорила, общественная организация должна теперь заниматься весьма затратными по времени судебными делами, потому что кто-то недостаточно детально изучил закон и недостаточно четко ориентируется в формулировках и определениях.

Почему эта проблема возникла именно сейчас, я затрудняюсь ответить. Возможно, это связано с текущей политической ситуацией в мире, а возможно, с тем, что кто-то просто недобросовестно выполняет свои обязанности и поверхностно относится к вопросам российского законодательства.

Ольга Мартенс
Заместитель председателя Международного союза немецкой культуры