Нормы нового законодательства могут разрушить единство общероссийского образовательного пространства

Нормы нового законодательства могут разрушить единство общероссийского образовательного пространства

29 апреля 2014

Действующая система правового регулирования формирования содержания общего образования несет в себе высокие риски разбалансировки единства образовательного пространства РФ. Особо важным в обеспечении такого единства является содержание гуманитарных дисциплин и, в частности, языкового блока. 

Новый ФЗ "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года предусматривает создание условий для самоопределения и социализации обучающегося через механизмы стандартизации и вариативности образования. Вариативность реализуется через многообразие основных образовательных программ, которые разрабатываются и утверждаются школой. Однако они разрабатываются с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Очевидно, что все содержание общего образования, де-факто может стать инвариантом и находится в компетенции субъекта РФ. Таким образом, нормы нового законодательства будут способствовать автономизации школьной сети субъекта РФ, разрушая единство общероссийского образовательного пространства.

Как показывает практика последних 20 лет, такая инвариантность содержания образования используется рядом субъектов РФ для создания в сфере образования автономных условий сохранения и развития языка и культуры преимущественно титульного этноса, формирования этнического самосознания на противопоставлении с общероссийской идентичностью.

При этом за последние двадцать лет русский язык в массовом употреблении превращается из литературного языка в бытовой. В школах ряда республик в начальных классах сокращаются часы на изучение русского языка. Он изучается на коммуникативной основе с функцией межнационального общения, а не как язык, обеспечивающий конкурентоспособность подрастающего поколения. Реализация такой языковой политики вызывает протесты граждан РФ, проживающих в этих республиках. 

В России уникальная языковая среда. Русский язык находится во взаимодействии с более чем 230 языками и диалектами. Все языки народов России имеют своё конституционно установленное правовое положение — выступая в качестве "родного языка", включая и русский язык, они являются равноправными. Данное равноправие в школьном образовании должно реализоваться в диалоге культур и обеспечиваться конституционным правом свободного выбора языка обучения, общения, воспитания, творчества, что, к сожалению, в школьном образовании ряда республик отсутствует. Свободный выбор родного языка – это выбор самих обучающихся, их законных представителей и никто не вправе при этом коррелировать этот процесс с их этнической принадлежностью.

В системе школьного образования в зависимости от языковой ситуации русский язык должен изучаться и в качестве государственного языка РФ на грамматической основе и быть направлен на развитие речи, обеспечивая конкурентоспособность. Русский язык в качестве родного языка в содержательной части отличается от государственного языка РФ усиленной культурологической составляющей. Республики наряду с государственным языком РФ (не заменяя его) вправе употреблять свои (республиканские) государственные языки. При этом необходимо отметить, что ни один федеральный закон не устанавливает равноправие государственных языков. Да и понятно, что государственный язык РФ не может приравниваться к республиканскому государственному языку. В международных нормах подчеркивается, что защита и развитие региональных языков или языков меньшинств не должны осуществляться в ущерб официальным языкам.

На современном этапе становления образовательной политики для снятия межнационального напряжения, улучшения качества языкового образования необходимо в нормативных правовых актах скорректировать понятийно-терминологический аппарат. В частности, изъять такие понятия как "родной нерусский", "русский неродной", "русский как иностранный". Исключить противопоставление родной и русский, т.к. русский язык также является родным. Вывести русский язык из статуса государственного языка республики, сняв их  функциональное равноправие.

Призванная сохранять баланс интересов языковая образовательная политика России может и должна идти по пути совершенствования, прежде всего, законодательной базы. В федеральном законодательстве требуется дополнительное уточнение сложных аспектов правового положения языков народов РФ. Комитетом Госдумы по делам национальностей уже подготовлен такой законопроект. На этапе подготовки к его рассмотрению в первом чтении поступило 38 отзывов исполнительных органов власти субъектов РФ, из них 37 положительных, 20 отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, из них 18 положительных. Принятие законопроекта в целом поддержали Чувашская республика, Калужская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Орловская, Саратовская, Тульская и Ульяновская области.


Ольга Артеменко
Руководитель Центра национальных проблем образования ФИРО

4052
 
 
 
Комментарии
Эдвард , 01 Май 2014, 15:52
0

3 С 1 сентября этого года обязательное изучение татарского языка вводится во всех татарстанских детских садах. Согласно приказу Министерства образования РТ на РОДНОМ ??? языке республики должны заговорить все дошколята, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Кроме того, рабочие тетрадки по татарскому языку раздадут и русскоязычным родителям малышей. Какое количество слов должен знать детсадовец/школьник http://www.chelny-izvest.ru/facts/27648.html 4-5 лет — 62 слова 5-6 лет — 107 слов 6-7 лет — 167 слов 1 класс — 387 слов 2 класс — 627 слов 3 класс — 897 слов 4 класс — 1167 слов Пишет мама детсадовца, - « Увы, детский сад . Группа логопедическая (русская) , повышенное внимание к развитию речи, потому на выходные четырёх-пятилеткам - небольшое домашнее задание . Фрагмент сегодняшнего задания : "Мы живём в Республике Татарстан" (см. фотографию № 2) . Да, живём ) . Но, при том - занятия (и заданий), рассказывающих о том, что "Мы живём в России", судя по всему, не было (просмотрев наново "пройденные" страницы, ничего такого не нашла) и не планируется ( нету ничего такого о "России" и на последующих, остающихся до конца года, страничках тетради) . Пока набросали там же, на странице, свой комментарий по этому поводу "детскому саду" : "А мы, родители (имя ребёнка), всегда рассказываем ему, что он живёт в "стране России" . Нам важно, чтобы он сначала воспринял и запомнил именно это . Другие "геополитические" знания пусть будут получены позже этого, для нас - главного . Хотелось бы, чтобы детский сад был в этом с нами солидарен . О своём родном городе Казани (имя ребёнка) знает много . " (Подписи обоих родителей)» https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=436271409843435&id=100003817402890¬if_t=tagged_with_story Центр анализа этнокультурной, конфессиональной и миграционной образовательной политики провел тестирование детей в школах Татарстана. На вопрос: как ты понимаешь выражение "моя малая родина", дети отвечают: дом, папа, мама, моя Казань.. А на вопрос, что для них значит понятие "моя большая родина" говорят: мой Татарстан. Редко кто скажет: Россия. На Украине подобными методами вырастили патриотов «не залежной» Украины, в татарстане подобным «образованием» начиная с детских садов, готовят патриотов «не залежного» татарстана. Верните в школы татарстана русский язык и не в виде факультатива по родному языку, а по учебным планам "с русским языком обучения" - 5 уроков русского языка, 4 урока литературы в неделю. Сообщество "Русский язык в школах татарстана" Носов Эдвард Юрьевич. Казань. 27 апреля 2014 г.

Эдвард , 01 Май 2014, 15:53
0

2 Гос совет республики (единственный среди парламентов национальных республик) выступил против поправок к федеральному закону "О языках", в соответствии с которыми государственный русский язык получил бы статус родного. ?Татарстан намерен противостоять внесению поправок в федеральный закон о языках народов, которые могут придать русскому языку статус родного. В республике полагают, что предлагаемая редакция проекта противоречит российской Конституции и снижает статус татарского языка как государственного в регионе — его будут изучать в меньших объемах, чем русский. А вчера депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов высказал опасения, что в результате от изучения татарского языка могут отказаться даже татарские дети. В письме аппарата президента Татарстана указывается, что сейчас в республике за счет часов, выделяемых на изучение предметов «родной язык» и «родная литература», преподаются татарский язык и литература. «Соответственно граждане, выбравший русский язык в качестве родного, будут изучать его за счет времени, выделявшегося ранее на изучение татарского языка. В этом случае не исключены проблемы в обеспечении равного объема изучения татарского и русского языков»,— говорится в документе. Те на всей территории татарстана у всех детей разных национальностей должен быть один на всех родной язык, татарский. Родители учащихся лишены законного права на выбор учебного плана с "русским языком обучения". Русские дети и дети из русскоговорящих семей, придя в школу на урок "родной язык" обязаны учить, как указывают им чиновники татарстана, родной татарский язык, так как у русских нет СВОЕГО родного языка.? На фоне событий в Украине,чиновничество татарстана решило упредить реакцию русской общественности Татарстана на это явное сходство с преподаванием русского языка в школах Татарстана. И русский язык в Татарстане сразу стал РОДНЫМ и дети могут добровольно его выбрать, правда один раз в факультативность. Не понятно по какой программе будет проходить обучение и по каким учебникам. Чиновники-депутаты Татарстана, когда вы честны перед собой? Когда отрицаете, что у детей русский язык НЕ может быть РОДНЫМ или когда милостиво вводите дополнительный урок (факультативный) РОДНОГО русского языка. Это противоречие? Нет. Когда ложь нагромождается на ложь, можно запутаться. Вот, что написано на сайте ГД РФ http://asozd2c.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=292430-6 Законопроект № 292430-6 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" Включен в примерную программу решением Государственной Думы на апрель 2014. Апрель заканчивается, но никаких подвижек с законопроектом нет.

Эдвард , 01 Май 2014, 15:55
0

1. В центре России, в татарстане продолжается практика выдавливания русского языка из общеобразовательных школ. В школах татарстана запрещено использовать учебный план с "русским языком обучения", только учебный план с "русским НЕ родным языком обучения", а это значит, что количество уроков русского языка сокращено на 40% ( 3 урока вместо 5 уроков), количество уроков литературы сокращено на 50% ( 2 урока вместо 4 уроков) и заменены уроками татарского языка. За весь учебный период в школах Татарстана наши дети получают вместо 1200 часов русской филологии только 700 часов. Этот уч. план предназначен для использования в школах национальных республик, для того что бы на ряду с изучением русского языка, дети не русской национальности имели возможность изучать свой родной язык. Но в Татарстане, право на изучение родного языка татарских детей сделали обязанностью для русских детей и детей из русскоговорящих семей. В результате все дети, не зависимо от национальности изучают татарский язык как родной для них язык, в место изучения русского языка. Почему наши дети, русские и русскоязычные, должны жертвовать изучением русского языка в угоду изучения татарского языка. Закон един и русские дети имеют право на полноценное изучение русского языка на всей территории России. Конституция и Законы России предоставляют возможность детям всех национальностей, наряду с изучением государственного русского языка, изучать свои родные языки. Русские, проживающие на территориях нац. республик, такие же граждане России. Почему наши дети в Татарстане, в угоду политических амбиций местного руководства должны лишаться полноценного образования. Хоть в общеобразовательной школе дайте детям получить полноценное и бесплатное образование. Не все родители в состоянии бесконечно оплачивать репетиторов начиная с начальной школы и кончая выпускными экзаменами. И с репетиторами изучается не английский язык или математика, а русский язык и литература. Почему, какая такая высшая необходимостью в том, что бы мой русский ребёнок изучал русскую филологию в сокращенном варианте, как мигрант. Конечно, мы живём не в Крыму, а в татарстане, но это то же Россия, а наши дети такие же граждане России. В России у русского языка статус ГОСУДАРСТВЕННОГО языка, но нет законодательно закреплённого статуса РОДНОГО языка. В нац.республиках местное руководство и чиновничество используют этот пробел в законодательстве, как дополнительный фактор для вытеснения русского языка из школьных программ. В татарии у русских детей нет русского РОДНОГО языка, они изучают чужой для них родной татарский язык вместо РОДНОГО русского языка.

Эдвард , 01 Май 2014, 15:55
0

Уважаемые депутаты, лидеры партий и члены правительства. В эти дни Украина раскололась на два непримиримых противоборствующих лагеря и одной из многих причин этого стал русский язык. Одна часть граждан Украины пытается уничтожить русский язык, запретив преподавать его в школах, другая часть Украины встала на защиту русского языка. Пролилась кровь... После запрета на Украине, пришедшей к власти фашистско-бандеровской хунтой, изучения русского языка в школах и использовании в повседневной жизни, РУССКАЯ Украина "взорвалась". Многотысячные митинги в различных городах Украины запестрели плакатами "ЗАЩИТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК", что ну очень напоминает митинги родителей в "демократическом" татарстане с плакатами "ЗАЩИТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК" Крым после 23 лет разлуки вернулся домой, в Россию. А в Крым вернулся русский язык и теперь дети Крыма смогут изучать русский язык в полном объёме, так же как в Москве. Самаре, Волгограде....Почему же наши дети проживающие на территории татарстана 23 года лишены возможности изучать русский язык в полном объёме.

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться либо зарегистрироваться.