Возвращение Крыма в состав РФ потребует нового осмысления федеративного устройства нашего государства

Возвращение Крыма в состав РФ потребует нового осмысления федеративного устройства нашего государства

16 марта произошло действительно историческое событие, последствия которого еще не вполне оценены как на Украине, так и в России. Ясно одно — что новый статус автономной республики Крым изменит не только жизнь населения полуострова, но и российское общество. Некоторые выводы и прогнозы можно высказать уже сейчас.

Во-первых, околомайдановские события на Украине с особой силой подтвердили правильность исторического выбора Российской Федерации, который она сделала в момент распада СССР. Имею в виду выбор федеративной модели развития, а не унитарной, как это сделали все бывшие республики СССР. Жизнь показала, что в условиях многонационального и поликонфессионального государства федеративное устройство в наибольшей степени отвечает интересам национального единства и демократического развития. История не знает сослагательных наклонений, но нет сомнения в том, что если бы Киев в середине 90-х не лишил Крым статуса реальной автономии, то и не было бы необходимости проводить референдум. Аналогичные последствия этнократического устройства государства получила и Грузия. Конечно, возвращение Крыма в состав Российской Федерации потребует нового осмысления федеративного устройства нашего государства, отношений между центром и регионами особенно в межбюджетной сфере.

По переписи населения 2010 г. в России проживает 4 тысячи крымских татар – в основном в Краснодарском крае. Значительное увеличение численности этого этноса потребует особых мер по поддержке этнокультурного развития крымско-татарского народа исходя из российской практики и российских стандартов, определяемых Стратегией государственной национальной политики РФ.   

Необходимо будет восстановить историческую справедливость и на государственном уровне. Речь о распространении на крымских татар положений закона о реабилитации репрессированных народов, а возможно и принятии отдельного законодательного акта.

События вокруг Крыма еще раз свидетельствуют об исключительной роли языка в этнической политике государства. Напомню, что в целом на Украине русский язык имел статус регионального наряду с гагаузским, греческим, крымско-татарским, венгерским, польским и другими языками. В то же время по последней переписи населения 13,5 млн. человек (28%) являлись носителями русского языка. Не осуществлялось реальных мер и по поддержке крымско-татарского языка. Политика РФ в отношении многообразия языков шире и глубже требований Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, тем не менее в связи с новой реальностью необходимо будет разработать отдельную программу в РФ по поддержке и развитию языков народов России, защите языкового многообразия. Реализовать эту задачу можно через дополнение к ФЦП "Укрепление единства российской нациии этнокультурное развитие народов России (2014−2020 годы)", специальной подпрограммы по языкам. Все эти меры, безусловно, будут способствовать гармонизации межнациональных отношений на крымском полуострове и послужат позитивной моделью для всего евразийского пространства.

Владимир Зорин
Главный научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН