ФНКА народов России – ответственные участники в решении важных государственных задач

ФНКА народов России – ответственные участники в решении важных государственных задач

6 ноября 2018

 

Председатель Комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев об итогах Совета по межнациональным отношениям под председательством Владимира Путина в Ханты-Мансийске.

 

На мой взгляд, самым главным вопросом, который рассматривался на заседании, являлось утверждение обновленного варианта Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года. Стратегия была утверждена Указом Президента России от 19 декабря 2012 года № 1666. С тех пор кардинально изменилась международная обстановка, меняется ситуация в стране и в жизни общественных организаций народов России. Поэтому назрела необходимость актуализации Стратегии. В новой редакции Стратегии большое внимание в реализации государственной национальной политики отводится институтам гражданского общества. Ещё большее внимание уделяется обеспечению условий для развития языков народов России и поддержки русского языка как инструмента межэтнической консолидации общества.

Во главу угла ставятся задачи по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений через деятельность межнациональных объединений, национально-культурных автономий и общественных объединений.

Для национально-культурных автономий и общественных объединений народов России, в том числе для нас, российских немцев, Стратегия является основополагающим документом. Именно на его основе мы строим свое сотрудничество с государственными органами РФ в центре и на местах. Также на основе данного документа мы разрабатываем и реализуем наши планы и программы, направленные на укрепление единства российской нации и сохранение культурной идентичности населяющих Россию народов, – это краеугольные камни Стратегии и основные ориентиры в нашей работе.

Хотел бы обратить внимание, что обсуждалась Стратегия пространственного развития России, подготовленная и доработанная Министерством экономического развития. Всем хорошо известно, что регионы РФ неодинаково развиты. Есть более продвинутые – это регионы-доноры, а есть дотационные. В одних субъектах РФ наблюдается избыток трудовых ресурсов, а в других налицо недостаток. Именно для выравнивания положения в регионах для того, чтобы одни регионы «подтянуть» до уровня других, развивающихся опережающими темпами, и была разработана данная Стратегия.

Еще одна чрезвычайно важная тема: Президент России накануне заседания подписал Указ «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации». Необходимость в данном Фонде уже давно назрела. Министерство просвещения РФ работает по определенным стандартам. Они стабильны и рассчитаны на долгий срок. Но есть определенные процессы, которые сложно регулировать оперативно в силу того, что есть стандарты, жестко регламентирующие образовательное пространство. Например, довольно сложно продвигается процесс разработки, апробации, издания и внедрения в практику школьного образования учебников и учебно-методических пособий для изучения языков народов России. Это очень сложный, трудозатратный и капиталоёмкий процесс. В ряде случаев здесь требуются новые подходы. Вот для решения этих и других подобных задач и создан данный Фонд.

Иными словами, Фонд не подменяет собой Министерство просвещения, а дополняет деятельность профильного министерства в тех сферах, в которых ведомству сложно моментально реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Я проинформировал Президента и коллег о результатах работы ФНКА российских немцев.

Так, я напомнил, что 20 июля 2017 года на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле мы предложили концепцию организации деятельности Культурно-деловых центров российских немцев и проведения Культурно-деловых форумов российских немцев. Данная концепция получила одобрение Президента, я поблагодарил Владимира Владимировича за то, что было дано поручение Администрации Президента и ФАДН поддержать реализацию данной концепции. Мы очень плодотворно поработали и с администрацией Президента, и с ФАДН. Мы получили реальную поддержку концепции, благодаря чему сумели развивать деятельность Культурно-деловых центров в Омске и Калининграде, созданных в 2016 и 2017 годах соответственно, у которых уже есть положительные итоги работы. В Омске успешно развивается проект российско-германского межвузовского образовательного центра.

В сентябре текущего года в рамках заседания Межправительственной Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев на площадке Культурно-делового центра Калининграда был проведён ещё один Культурно-деловой форум российских немцев. На нем были хорошо представлены политические круги обеих стран, местный и германский бизнес. По результатам форума запланированы к реализации как минимум четыре инвестиционных проекта общим объёмом до 1 миллиарда рублей.

23–25 октября в Новосибирске с большим успехом прошел очередной Культурно-деловой форум российских немцев. Открывал его полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Сергей Иванович Меняйло, который подчеркнул важность налаживания сотрудничества сибирских регионов с Германией, в особенности в экономической сфере, обратил внимание на большие потенциалы малых и средних предприятий России и Германии. На форуме присутствовали губернаторы Новосибирской, Кемеровской, Омской областей и Алтайского края. Было серьезное представительство германской стороны, бизнес-сообщества из ФРГ и России. Так же и по результатам этого Форума появилось ряд практических наработок.

И на этом примере мне хотелось бы продемонстрировать, что Федеральные национально-культурные автономии народов России могут и уже ответственно участвуют в решении важных государственных задач, как, например, налаживания связей на уровне народной дипломатии в сфере культуры, образования, а также в сфере экономики. В сегодняшней непростой международной ситуации, санкционных войнах, такие задачи очень актуальны.

И в то же время есть проблемы, которые препятствуют дальнейшему укреплению и развитию национально-культурных автономий и объединения народов России в качестве серьезных и ответственных партнеров государства. Главная из них заключается в том, что на протяжении многих лет с момента создания института НКА мы не имеем системной и целенаправленной поддержки программ работы НКА и НКО со стороны государства.

Я говорю именно о системной поддержке, оказываемой на универсальной основе, так чтобы каждая Федеральная НКА или НКО имела возможность участвовать в конкурсе программ. Поддержка со стороны государства оказывается и со стороны Федерального центра и на региональном уровне – для нас она чрезвычайно важна.

Проблема в том, что поддержка носит точечный характер: сегодня поддержку получил культурный проект, например, фестиваль, в следующем году – семинар, ещё через год – издание книги и т.д.

Но для того, чтобы развивать культурную самобытность народов, в особенности тех, которые проживают дисперсно, а таких у нас в России много, необходим более системный подход. С помощью отдельных мер, отдельных разрозненных по времени проектов, какими бы хорошими они ни были, добиться серьёзных результатов невероятно сложно.

Инструментом более успешной работы должны стать программы этнокультурного развития народов, которые бы включали в себя проекты по нескольким важным направлениям.

В этой связи я обратился к  Президенту  России с просьбой дать поручение Правительству РФ, чтобы на основе измененной и актуализированной Стратегии были бы внесены изменения и в государственную программу РФ «Реализация государственной национальной политики», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1532.

Считаю важным, чтобы при предстоящей в связи с утверждением обновленной Стратегии доработке госпрограммы была учтена необходимость дополнительного финансирования на конкурсной основе – именно на конкурсной – программ этнокультурной деятельности, представляемых ФНКА и объединениями народов России.

То есть мы запрашиваем средства не на «бюрократию общественных организаций», а на программные мероприятия в сфере культуры, изучения родных языков детьми и молодёжью, молодежных обменов, поощрения деловых партнерств и так далее. 

Я обратил внимание председательствующего и коллег по Совету, что есть понимание того, что государство должно оказывать такую поддержку, но ежегодно при формировании бюджета, когда представители ФАДН России идут в Минфин и Минэкономразвития, им указывают на то, что средств нет и не будет. На наш взгляд, это неэффективный подход. Я это говорю не только от своего имени, но и от имени всех представителей ФНКА народов России. Мы предлагаем создать системный универсальный механизм поддержки программы таким образом, чтобы каждая автономия могла принимать участие в интересах своего народа и в целом народа Российской Федерации.

По результатам заседания Совета мной подготовлен проект поручения Президента РФ Правительству РФ об оказании поддержки программам деятельности ФНКА и объединений народов России.


Генрих Мартенс
Президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев

120