Национальные итоги 2017 года

Национальные итоги 2017 года

Если сказать коротко, то этот год должен запомниться заседанием Совета в Йошкар-Оле, указом президента о расширении списка НКО для оказания общественно полезных услуг в нашей сфере, дискуссией о российской нации, премией члена Совета Вячеслава Михайлова и конференцией 19 декабря в РГГУ, посвященной пятилетию реализации Стратегии.

А если более подробно, то к концу этого года нам удалось сформулировать цели и приоритеты государственной национальной политики, которые получили поддержку общества. Наша Стратегия восстановила этнокультурный суверенитет страны, отбросила чуждые нашим традициям и мультикультурализм, и «плавильный котел», ответила задачам национально-государственного и общественного развития. Государство вернулось в сферу межнациональных отношений, складывается система госорганов управления в данной сфере.

Сегодня национальная политика реализуется в новых условиях. Широкий патриотический подъем изменил общественную атмосферу. Наши оппоненты в стране и за рубежом предрекали, что геополитическое давление, санкции и экономические проблемы создадут межнациональное напряжение. Но вышло наоборот: россияне ответили ростом сплоченности. По данным социологов, межнациональные проблемы ушли сегодня из числа основных озабоченностей нашего общества.

Можно с уверенностью сказать: проект единства российской гражданской нации выдержал очередные испытания, и это является важным фактором преодоления ксенофобии, экстремистских и радикальных настроений, национализма и религиозной нетерпимости. Последние события в Сирии, безрезультатные попытки раскачать наше общество посредством предолимпийских провокаций, безуспешность новых санкций доказали верность наших людей идеалам единства и справедливости.

Перед российскими школами политологии, как и перед всей отечественной гуманитарной наукой в целом, стоит задача формирования собственных национальных подходов к тектоническим геополитическим процессам современности. Неуклонно развивается в стране этнополитика, формируясь в самостоятельное и востребованное направление политологического знания. Целые научные школы сложились сегодня в Академии наук (институты этнологии и антропологии ,социологии), МГУ им.М.В.Ломоносова (факультет  политологии ), Российской Академии народного хозяйства и государственной службы.

Например, только на кафедре национальных и федеративных отношений за 25 лет выпущено 120 кандидатов наук, десятки докторов, сотни дипломированных специалистов. Факультет политологии МГУ в рамках научного и учебного направления в текущем учебном году обучил более ста студентов. Министерство образования и науки РФ утвердило госстандарт и начало подготовку по специальности этнология и антропология. По Поручению Президента РФ Российская академия наук рассмотрела вопрос о создании при президиуме Российской академии наук научного совета по вопросам межнациональных отношений. Научные, экспертные советы создаются сегодня при различных общественных организациях,органов законодательной и исполнительной власти. Словом, экспертное сопровождение этнополитики государства выходит сегодня на новый качественный уровень.

При этом цели государственной политики, закрепленные в Стратегии, реализованы не полностью, хотя и сделано немало. Подводя промежуточные итоги следует отметить, что в связи с новыми вызовами последнего времени в этой работе появились новые акценты и новые подходы. В наиболее концентрированном виде они содержатся в Перечне поручений Президента РФ по итогам заседаний Совета по межнациональным отношениям в Астрахани и Йошкар-Оле в 2016 году. Прежде всего речь идёт о совершенствовании правовой базы этнополитики. Базовые законы были разработаны и приняты ещё на рубеже 2000-х годов. Сегодня требуется их обновление.

Владимир Путин в этой связи поручил Президиуму Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям представить предложения о подготовке проекта нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации). Правительству РФ поручено разработать проект федерального закона об основах адаптации и интеграции иностранцев в России, рассмотреть вопрос о нормативном закреплении процедуры этнологической экспертизы, доработать проекты нормативных актов, связанных с порядком отнесения граждан к коренным малочисленным народам РФ.

Намечен и осуществляется целый комплекс мер по повышению роли институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики.
Перечень общественно-полезных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями, дополнен сферой межнационального сотрудничества, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, развития этнотуризма.

Отмечу последовательное повышение роли и наделение дополнительными полномочиями ФАДН. Надеемся,что со временем этот орган исполнительной перерастёт в полноценное министерство с функциями координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в этнополитике.

Также поручено разработать и утвердить методические рекомендации для региональных органов власти и органов местного самоуправления по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики, формированию в местном сообществе позитивных межнациональных и этноконфессиональных отношений, а также по выявлению и предупреждению межнациональных конфликтов. Рекомендовано определить ответственных за реализацию государственной национальной политики на территориях муниципальных образований должностных лиц. Поручено предусмотреть при проведении Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» отдельную номинацию «национальная политика».

Владимир Зорин
Главный научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН