Встреча с шорцами Кемеровской области
Цель нашей поездки заключалась в том, чтобы познакомиться с жителями, побывать в селениях, где живут коренные малочисленные народы. Мы посетили несколько поселений, в том числе Казас и Чувашку, побывали в духовном центре, который построили сами общественные организации Шории. На встречу приехали жители всех муниципальных поселений, где проживают шорцы и телеуты, были представители большинства организаций, работающих на территории.
Были довольно острые высказывания по вопросу расселения села Казас. Одни говорили, что не хотят никаких денег и хотят остаться, другие – что надо больше денег. Сам по себе диалог был острый, эмоциональный, поговорили по-настоящему.
Несогласные с расселением говорили, что им необходимо помочь, и что есть жители, у которых еще не завершены договоренности с компаниями: у кого-то не выкупленный участок, например, а у кого-то не выкуплено имущество. Мы решили, что каждый должен обратиться лично со своей проблемой. Насколько я убедился сам, угольные компании к диалогу открыты: готовы произвести оценку домов и объектов, выделить финансовые средства, помочь с переселением, помочь разобрать имущество.
Некоторые выступающие говорили, что в принципе переселяться не согласны. Присутствовавший на собрании глава поселения сообщил, что для тех, кто принципиально не хочет переселяться, водное обеспечение есть, электричество протянуто. Представители угольной компании заявили, что могут обеспечить годовые пропуски для жителей, которые останутся в Казасе: единственный там мост находится в ведении угольной компании, которая готова выдать жителям пропуска, чтобы они могли на своем месте оставаться и дальше там жить.
Обсуждался вопрос близости разрезов. Я сам видел, что ближайший участок для работы с техникой проходит на расстоянии более километра. В добывающей компании мне сказали, что приближаться более не будут, они идут в другую сторону. А на этом расстоянии, если кто-то остается принципиально, можно жить. Возникали вопросы про кладбище в старом селе Казас, потому что оно действующее, и люди хотят иметь к нему доступ. Мы доехали до него – кладбище сегодня ограждено, видно, что постоянно расчищается снег, муниципалитет проводит работы по землеотводу данного кладбища, чтобы они были в его ведении. Для жителей также готовы предоставить пропуска, чтобы по мосту они могли добираться до кладбища.
Там были представители не только шорцев, там были представители всех населенных пунктов. И вопрос добычи угля волнует не только шорцев, а всех жителей населенных пунктов вне зависимости от национальности. Сами органы власти заинтересованы в качественном проведении слушаний, они заявляли о готовности вести работу с компаниями и Министерством природных ресурсов, чтобы максимально не допускать добычу в населенные пункты, а в местах с непосредственным соседством заранее предпринимать все необходимые с точки зрения экологии меры. И на слушаниях мы говорили, что все организации любых национальностей должны участвовать в более качественных предварительных слушаниях, чтобы вопросы снимать на стадии переговоров. Потому что если на слушания не ходим, потом все заявления уже будет гораздо сложнее сделать, когда вся документация уже будет подготовлена, и госэкспертиза пройдет, что в частности до этого и происходило. Проведение качественных слушаний – общий интерес.
Мы сейчас на базе комитета по делам национальностей совместно с ФАДН работаем над законопроектом об этнологической экспертизе. Мы уверены, что он необходим будет для всей России, для каждого субъекта. К каждому промышленному проекту или большой стройке надо обязательно проводить этнологическую экспертизу, чтобы получить данные о социальном самочувствии населения на территории в первую очередь.
Я думаю, что в ближайшее время в Кемеровской области будет заседание или слушание на тему добычи угля. Видно, что процессы идут, я понимаю, что проекты скоро будут. Мы тоже в стороне стоять не будем и хотим вместе с федеральными органами двигаться, учить организации на местах, привлекать внимание других министерств.
Григорий Ледков
Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ