Власть выходцам с Северного Кавказа продали русские чиновники
Начиная с середины нулевых годов наблюдается рост национальной напряженности и резкое повышение уровня ксенофобии. В этой связи мы задались вопросом - в чем кроется проблема и где слабое звено? Проанализировали более 50 значимых конфликтов, произошедших за последние несколько лет. И анализ показал, что примерно половина конфликтов происходит с участием уроженцев Северо-Кавказского региона на принадлежащих им же объектах собственности, около одной трети с теми же участниками, но в общественных местах. И лишь одна пятая - с участием выходцев из стран Центральной Азии – не граждан России.
Дагестанские, чеченские, ингушские, казанские этнические группировки разрушают социальную стабильность, выстраиваемую руководством нашей страны. В основе национальной напряженности лежит несправедливое распределение собственности и финансовых средств. Деньги в рыночном обществе играют решающую роль и сильно влияют на настроения людей и их поступки. Во всех населенных пунктах, где в последнее время происходили конфликты, социально и экономически значимые объекты находились в руках кланов – выходцев из северокавказских республик и стран Закавказья. Бизнес, как правило, ведется ими с нарушениями законодательства. С помощью неучтенных наличных средств коррумпируются чиновники, работники миграционных и правоохранительных органов. В итоге эти люди становятся фактическими хозяевами города или района. Виноваты в этой ухудшающейся ситуации все ее участники. Разве азербайджанцы, армяне или дагестанцы силой захватили ключевые позиции во многих населенных пунктах бескрайней России? Или все это, наверняка, им продали чиновники – этнические русские? И сколько бы нам ни говорили с экранов телевизоров о «моральных и нравственных ценностях, господствующих в нашем обществе», взятки и откаты стали чем-то уже само собой разумеющимся. Но почему же все деньги и собственность, особенно в малых городах, сконцентрировалась у приезжих с Северного Кавказа?
Уже в позднесоветское время в этих республиках процветали коррупция, клановость, «цеховые» производства, на которые руководство страны закрывало глаза. Это было платой за их лояльность. С наступлением капитализма в российские города хлынул торгово-спекулятивный капитал из новообразованных стран Закавказья и некоторых республик Серного Кавказа. Уровень жизни большинства местных жителей снизился, многие лишились работы. В результате, сложившиеся в стране реалии поведения дают приезжим в Россию совершенно реальный посыл: у кого деньги – у того и власть. И они, собственно, этому буквально следуют, пока местному населению власть рассказывает о моральных и нравственных ценностях. Такое же поведение в последнее время демонстрируют и представители азиатских государств, в частности выходцы из Узбекистана и Китая. Как же исправить сложившуюся ситуацию? Ведь градус напряженности уже зашкаливает, межнациональные отношения искрят по всей стране. Как ни странно, никаких новых, особых мер здесь не требуется – это та же борьба с коррупцией, повышение роли местной власти, прозрачность деятельности государственных органов власти, включение населении в процесс организации жизни на своей территории. А начать можно с проверки хозяйственной деятельности всех объектов, имеющих социальное или экономическое значение для населения в городах, где ощущается напряженность межнациональных отношений.
Вячеслав Поставнин
Руководитель Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов