Нужна доктрина Северо-Кавказского позитива

Нужна доктрина Северо-Кавказского позитива

23 апреля 2015

На III Ставропольском форуме Всемирного русского народного собора Сергей Меликов произнес значимую фразу: «Межнациональных конфликтов на Северном Кавказе нет. Все проблемы имеют социально-экономические причины». В экспертном сообществе СКФО данное высказывание подверглось серьезному обсуждению, и было интерпретировано компромиссно: «В том виде, в котором межэтнические конфликты происходили  в регионе в 90-е годы прошлого века, их, действительно, сегодня нет и ситуация, в целом, находится под контролем».

Однако существует скрытый, конфликтогенный потенциал, и все разногласия – бытовые, территориальные, в сфере собственности, политики и власти – тут же объявляются межэтническими. Об этом говорят события последних двух лет в Ставрополе, Кисловодске, Невинномысске и Минеральных Водах. К сожалению, молодежь в них все чаще применяет холодное оружие и учащается такое явление, как поножовщина, когда-то изживавшееся в Советском Союзе.

Нередки в СКФО и проявления национализма, взаимной ксенофобии, негативных этнических стереотипов, недовольства, по векторам: русские – нерусские; русские – кавказцы; северокавказцы – северокавказцы. Явно заметно в последнее время обострение вопросов: черкесского, русского, чеченцев–аккинцев, конкуренции народов Дагестана, а также кабардинцев и балкарцев.

Сложными остаются отношения Республик Северная Осетия–Алания и Ингушетия, в связи с нерешенностью проблемы возвращения беженцев –ингушей к местам проживания, которые они покинули в ходе осетино-ингушского конфликта 1992 г. Налицо и территориальные противоречия между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия, из-за с притязаний Чечни на некоторые территории Ингушетии. Отмечаются межэтнические конфликты в Дагестане в ходе кадровых перестановок и перераспределения собственности. Есть разногласия у местного населения и приезжих в Ставропольском крае. Наблюдаются локальные конфликты между различными этническими группами молодёжи, обучающейся в Северо-Кавказском федеральном университете, а также случаи участия студентов в террористических соединениях ИГИЛ.

В СКФО популярен этноконфессиональный консерватизм не только в семейно-родственных, но и профессионально-служебных отношениях, продвижение фамильно-родовых связей. Типичны проявления клановости, коррупционных схем, реализуемых с помощью этнической и конфессиональной солидарности. На фоне сложившейся в республиках этнократии представленность русского и иного нетитульного населения во власти и политике крайне незначительна.

Чтобы укрепить российскую гражданскую идентичность в сообществе СКФО, необходима всесторонняя модернизация. Важно развивать промышленные, сельскохозяйственные и социальные проекты, вовлекать в них местное население, создавать благоприятные условия для малого и среднего бизнеса, где работали бы коллективистские, семейные формы взаимодействия, как опора предпринимательской активности. Нужна широкая правовая и организационная поддержка общественных организаций, помогающая им совместно с органами власти осуществлять социальные проекты на основе тендеров, конкурсов, грантов и муниципального заказа. Все это укрепит правовое государство.

Назрела потребность во внятной, популярной идеолого-политической и морально-нравственной доктрине «северокавказского позитива», которая станет основой для привлекательного имиджа Северного Кавказа как неотъемлемого, безопасного, уникального региона России.


Майя Аствацатурова
Директор Центра этнополитических исследований Пятигорского государственного лингвистического университета

2273
 
 
 
Комментарии Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться либо зарегистрироваться.