СЕМЬ ИМЕН
Марийский писатель, удмуртский поэт, карачаевский ученый и другие жертвы политических репрессий
День памяти жертв политических репрессий ежегодно проводится в России 30 октября. В честь памятной даты вспоминаем представителей разных национальностей, чей талант мог бы послужить стране и ее народам, если бы не репрессии 30-х годов.
Кто: марийский писатель, переводчик, фольклорист и этнограф

В чем обвинён: неучастие в разоблачении врагов народа

Приговор: расстрел

Реабилитирован: в 1957 году
Фото: yanush-yalkain.narod.ru
Будущий классик марийской литературы Яныш Ялкайн (1906–1938) родился в деревне Чураево Уфимской губернии, там, где теперь Мишкинский район Башкортостана. После педтехникума Ялкайн окончил историко-филологический факультет МГУ. Был научным сотрудником Марийского областного музея, Института антропологии и этнографии АН СССР, членом редколлегии журнала «Советская этнография».

В середине 1920-х годов Ялкайн начал заниматься литературным творчеством. За свою жизнь он написал несколько поэтических и прозаических произведений на марийском языке. Самым значительным называют его роман «Оҥго» («Круг»), в котором прослеживаются судьбы разных представителей марийского народа в начале ХХ века.

Одновременно Ялкаев переводил на родной язык произведения Пушкина, Горького, Гайдара, десятки книг и брошюр на свободные темы. Писатель издал сборник марийских народных песен, справочники по истории и культуре Марийского края, статьи по фольклору и этнографии.

Осенью 1937 года Ялкайна обвинили в «неучастии в разоблачении врагов народа и буржуазных националистов» и в «несоциалистическом отношении» к советской действительности в произведениях. В апреле 1938 года писателя арестовали, обвинили в подготовке повстанческих организаций и шпионаже в пользу финской разведки и расстреляли. В 1957 году он был реабилитирован.
Кто: алтайский художник

В чем обвинён: организация подпольной националистической группы

Приговор: расстрел

Реабилитирован: в 1956 году
Фото: chtoby-pomnili.com
Григорий Чорос-Гуркин (1870–1937) родился в селе Улала (будущий Горно-Алтайск). Учился в классе иконописания школы при Алтайской духовной миссии, после миссионерской школы работал учителем. В 1896 году Гуркин познакомился с собирателем алтайского фольклора Андреем Анохиным, который уговорил начинающего художника поступать в петербургскую Академию. В тогдашней столице работы Гуркина заметил Иван Шишкин, который пригласил его к себе жить и учиться, а также помог определиться вольнослушателем в Академию художеств.

Первая работа Гуркина "Жертвенная ночь" (или "Камлание") была посвящена традициям коренного населения Алтая, но при этом немного наивна. Получивший православное воспитание художник смутно представлял себе быт и религию алтайцев. Позже, вернувшись из Петербурга, Гуркин вместе с Анохиным участвует в этнографических экспедициях. Вместе они записывают сказки, легенды и мифы на алтайском языке, переводят их на русский язык. А художник еще и подробно зарисовывает предметы быта коренных жителей.

После Октябрьской революции Гуркин активно включается в общественно-политическую жизнь: сначала становится председателем Алтайской Горной Думы, а затем Каракорумской Управы, созданных эсерами. В 1918 году, когда на Алтае устанавливается режим Колчака, художника арестовывают. После выхода из тюрьмы Гуркин с двумя сыновьями бежит в Монголию, оставляя дома жену и двух дочерей. Женщин не трогают, но усадьбу художника национализируют. В 1925 году Гуркины возвращаются на Алтай, где уже прочно установилась советская власть. Им возвращают и дом, и мастерскую, правительство республики дает художнику заказы. Гуркин создает рисунки к алтайскому букварю, иллюстрирует народный эпос, продолжает писать картины.
Постепенно любовь властей к живописцу ослабевает. Последние годы жизни он проводит в очень стесненных условиях: нет денег ни на краски, ни на холсты. Он отводит душу в графике: рисует карандашом и углем.

В 1937 году Григорий Гуркин был арестован и расстрелян по обвинению в организации подпольной националистической группы и шпионаже в пользу Японии. Художника реабилитировали посмертно в 1956 году.
Кто: первый директор Института антропологии и этнографии СССР

В чем обвинён: контрреволюционная деятельность

Приговор: пять лет исправительно-трудовых лагерей, расстрел

Реабилитирован: в 1958 году
Фото: tsarselo.ru
Николай Маторин (1898–1936) родился в дворянской семье, окончил с серебряной медалью Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета. В 1917 году был призван на военную службу, после Октябрьской революции вернулся домой, всей душой приняв новые идеи. В марте 1919 года вступил в РКП(б) и затем был задействован в советской и партийной работе в Псковской области, Ленинграде и Казани, где написал первый большой научный труд по религии местных народов.

В 1928 году Маторин вернулся в Ленинград, получив приглашение вести занятия в качестве доцента на этнографическом отделении географического факультета ЛГУ. Через два года его избрали на должность директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры). В феврале 1933 года Маторин стал директором недавно образованного Института антропологии и этнографии. Однако уже в декабре под влиянием начавшихся против него интриг Николай Михайлович подал заявление об освобождении от должности. В 1934 году в качестве старшего специалиста ИАЭ он продолжает заниматься научной работой, выезжает в этнографические экспедиции, занимается фольклористикой.

В 1935 году Маторин был арестован как бывший сторонник Зиновьева и приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей «за контрреволюционную деятельность», с отбыванием срока в лагере близ совхоза Малек под Ташкентом. Там Маторину позволили продолжать научную деятельность, выписывать книги, писать статьи. В беседах с заключенными он собирал материалы по религиозным представлениям, культу и быту ислама, работал над докторской диссертацией. В 1936 году его этапировали обратно в Ленинград, а в октябре приговорили к высшей мере наказания — расстрелу.

В течение нескольких десятилетий имя Маторина — одного из крупнейших специалистов по истории народных верований и мировых религий — фактически замалчивалось, а его труды были изъяты из библиотек и уничтожены. В 1958 году приговор ученому был отменен за отсутствием состава преступления.
Кто: создатель азбуки карачаево-балкарского языка

В чем обвинён: работа на зарубежную разведку, подготовка покушения на Сталина

Приговор: расстрел

Реабилитирован: в 1957 году
Фото: bessmertnybarak.ru
Умар Алиев (1895–1937) из рода карачаевских узденей (князей) родился в ауле Карт-Джурт, получил высшее мусульманское образование. После революции 1917 года организовал профсоюз мусульманских учителей. Во время Гражданской войны работал в подполье, с приходом советской власти возглавлял отдел горцев Кавказа в Наркомнаце. В разное время занимал должности директора Северо-Кавказского краевого НИИ истории, экономики, языка и литературы, директора Музея горских народов. Он занимался также собиранием фольклора, изучением истории горских народов.

Алиев был в числе инициаторов объединения карачаевцев, черкесов и других народностей в рамках автономной области, стал одним из организаторов Карачаево-Черкесской автономной области в 1922 году.

В 1921 году Умар Алиев составил алфавит карачаево-балкарского языка на основе латиницы, до этого использовалась адаптированная арабская система письма. Также он составил «Новый карачаевский букварь», «Русско-карачаево-балкарский словарь», «Карачаево-балкарско-русский словарь», учебник по карачаево-балкарской грамматике. Алиев преподавал карачаево-балкарский язык в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского, арабский язык в МГУ.

В 1937 году был расстрелян после клеветнического обвинения в работе на английскую, турецкую и польскую разведки, подготовке покушения на Сталина и Ворошилова, а также мятежа на Северном Кавказе для отторжения его от Советского Союза. Ученого посмертно реабилитировали в 1957 году.
Кто: исследователь истории, этнографии и фольклора якутов, эвенков и бурят

В чем обвинён: участие в антисоветской националистической организации, шпионаж в пользу Японии

Приговор: расстрел

Реабилитирован: в 1957 году
Фото: Wikipedia
Гавриил Ксенофонтов (1888–1938) родился в урочище Тиит Арыы на берегу реки Лены. Сразу после рождения его отдали на воспитание в семью якута Ионы Слепцова. В семье Ксенофонтовых новорожденные часто умирали. По якутским поверьям в таком случае нужно было поменять место жительства ребенка, чтобы запутать злых духов, что и было сделано.

В 1907 году Ксенофонтов окончил Якутское реальное училище и юридический факультет университета в Томске. Во время учебы он начинает изучать религиозные верования и собирать фольклорные материалы. После окончания университета Ксенофонтов становится блестящим адвокатом и одним из самых известных юристов в Якутске. Параллельно он проводит юридическо-антропологические исследования по правовому положению коренных народов Якутии.

После Февральской и Октябрьской революций Ксенофонтов, увлеченный идеями автономной и свободной Сибири, активно занимается общественно-политической деятельностью. Однако в 1919 году уходит со службы, не желая сотрудничать с новой властью. В 1920–1923 годах, будучи сотрудником Иркутского государственного университета, выезжает в экспедиции по Якутии, Хакасии и Западной Бурятии. Собранный в этих поездках материал стал основой для работ по фольклору, этнографии и истории. Среди известных работ Ксенофонтова — «Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов» и «Эллэйада» — сборник устных преданий, посвященных легендарному первопредку и культурному герою якутов Эллэю.

В 1938 году ученого арестовали в Москве по сфабрикованному делу об участии в антисоветской националистической организации и шпионаже в пользу Японии. Ксенофонтов был приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян. Похоронен якутский ученый в братской могиле на подмосковном полигоне «Коммунарка». Реабилитирован посмертно в 1957 году
Кто: удмуртский поэт и прозаик, этнограф, фольклорист, национальный и общественный деятель

В чем обвинён: шпионаж, подготовка терактов

Приговор: десять лет лагерей, расстрел

Реабилитирован: в 1958 году
Фото: udmurt.media
Родившийся в деревне Кузебай Герд (1898–1937) с 12 лет начал собирать удмуртские народные песни и, подражая им, писать стихотворения. Закончив учительскую семинарию, в 1916-1918 годы он работал заведующим школой.

В 1920 году открыл первый удмуртский детский журнал «Муш» («Пчела»), а в 1926-м создал удмуртскую писательскую организациию. В эти годы он был директором Удмуртского областного краеведческого музея. После учебы в Высшем литературно-художественном институте им. Брюсова Герд поступил штатным аспирантом в Институт культур народов Востока в Москве. Там он специализировался в области фольклористики и этнографии, работал над изучением устного народного творчества и быта удмуртов.

За короткий творческий период жизни Герд написал более 120 статей по различным вопросам культуры и науки, выпустил более 20 книг, в том числе три сборника стихов и поэм, три сборника народных песен. Писатель в совершенстве владел удмуртским, русским и марийским языками, свободно читал на коми, немецком, финском и венгерском.

В начале 30-х годов Герда начали упрекать в воспевании идеологии национальной буржуазии. В 1933 году его обвинили в связях с эстонскими и финскими дипломатами, шпионаже в пользу этих стран и подготовке терактов. Кузебай Герд был приговорен к расстрелу, но по ходатайству Горького наказание заменили десятилетней ссылкой на работы на Соловецких островах. В 1937 году Герд был вторично осужден особой тройкой УНКВД и расстрелян. По первому делу поэта реабилитировали в 1958 году,по делу 1937 года — в 1961-м.
Кто: сибирский этнограф телеутского происхождения, просветитель, фольклорист

В чем обвинён: антисоветская деятельность

Приговор: расстрел, заменен на тюремный срок

Реабилитирован: в 1992 году

Фото: nkvd.tomsk.ru
Георгий Токмашев (1892-1960) родился на юге современной Кемеровской области в бедной семье телеутских татар. В 18 лет он приехал в Томск, чтобы поступить в духовную семинарию на преподавателя начальных училищ, но осуществить эти планы не смог. Осев в городе, он вскоре сблизился с кружком местных ученых алтаеведов, в том числе с Анохиным, который привлек его к участию в своей научной экспедиции. В 1915 году Токмашев начал публиковать собственные этнографические материалы, среди которых записанный им со слов телеутского сказителя и переведенный на русский язык народный эпос «Сказка об Алтай-Куучуны» с подробными комментариями. В то же время он все-таки окончил духовную семинарию и получил диплом учителя.

В 1917 году Токмашева пригласили на работу в Алтайскую Горную думу инструктором по народному образованию. В это время он принимает активное участие в агитации среди алтайских народов, а также прилагает усилия, чтобы добиться выделения Горного Алтая в отдельный уезд со своим земским самоуправлением. В феврале 1919 года, уже при Колчаке, он возглавил главный алтайский комитет туземных народностей. После разгрома белого движения Токмашев был арестован, обвинен в антисоветской деятельности и приговорен к расстрелу, который заменили на длительное заключение, учитывая прежние просветительские заслуги деятеля перед алтайским народом.

Через два года Токмашев освободился по амнистии, после чего жил в родном селе Челухоево, а с 1924 года — в Улале, столице Горного Алтая. Занимался преподавательской, а также успешной писательской и научной деятельностью, опубликовал несколько книг по фольклористике, издал учебник по грамматике алтайских языков, писал пьесы и стихи, опубликовал переведенный на русский язык алтайский героический эпос «Когутэй», записанный еще в 1914 году.

В 1934 году по обвинению в антисоветской деятельности Токмашева опять арестовали и приговорили к пяти годам лагерей. После освобождения он с семьей снова поселился в Челухоево, где работал счетоводом и преподавал в начальной школе. В 1960 году Георгий Маркелович умер от рака. Был реабилитирован в 1992 году.
Составлено на основе информации из открытых источников и издания "Репрессированные этнографы"
Made on
Tilda