12 малоизвестных русских промыслов
Недавно был обнародован ТОП-25 народных российских ремесел. Несмотря на все рейтинги и топы продолжаете считать промыслы пережитком старины и лубком? Вглядитесь в эти произведения искусства: спорим, вам обязательно захочется обновить интерьер? Или хотя бы прикупить пару-другую новых серег!
Абашевская игрушка
Абашевские игрушки — это свистульки, изображающие сказочных животных. Удлиненное туловище и длинная изящная шея, чешуйки и многоярусные рога, яркие цвета: красный, синий, зеленый — вот приметы, по которым вы узнаете работу гончаров из Абашево.
Игрушечный промысел возник в середине XIX века в селе Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии (сейчас Спасский район Пензенской области), жители которого занимались изготовлением глиняной посуды. Часть сельчан были староверами. Это отразилось на творчестве мастеров: к примеру, у одного из постоянных персонажей — золоторогого оленя — есть многоярусные рога, напоминающие лестницу. Так выразили гончары старообрядческий религиозный мотив: лестницу к Богу.
Кроме оленей, постоянные герои абашевской игрушки— это петухи, павы, собаки, козы, лошади, офицеры, барыни, фантастические существа (наполовину люди, наполовину животные), а также… городовые. Поскольку староверы отрицали институты государственной власти, сатиру на их представителей стали выражать в промысле. Так устойчивым персонажем стал городовой с взятками — двумя петухами под мышками.
Секреты промысла передавались от отца к сыну, существовали целые династии мастеров абашевской игрушки. После революции в 1930-е годы в Абашево была организована гончарная артель. В 1962 году в Спасске (бывшем Беднодемьяновске) открылась керамическая фабрика. Сегодня там действует ЗАО «Абашевская керамика», которое награждено дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».
Богородская игрушка
Даже если название вам незнакомо, вы наверняка видели раньше движущуюся игрушку "Кузнецы": фигурки мужика и медведя поочередно бьют по наковальне. Это, наверное, древнейший образец богородской игрушки, ставший её символом. "Кузнецам" уже около 300 лет.
Промысел возник в селе Богородское, расположенном в Сергиево-Посадском районе Московской области. Историки считают, что зародилась резная богородская игрушка в XVII—XVIII веках, а окончательно сформировалась к концу XVIII — началу XIX веков.

Персонажами игрушек стали герои народных сказок: работящий мужик, простоватый медведь, домашние животные и птицы. Классическая богородская игрушка, как правило, вырезана из мягких пород дерева, но не окрашена. Её особенность — интерактивность. К подвижным деталям на нитке крепится деревянный шарик. Если его покрутить, игрушка начинает ритмично двигаться: курочки по очереди клюют зернышки, медведь рубит топором, кот удит рыбу.
Сегодня в селе действует ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву», при котором открыт музей с игрушками начала ХХ века и современными работами.
Тульская городская игрушка
Тульская городская игрушка отличается пастельными цветами и стройными силуэтами. Главные персонажи — это барыни с зонтиками, кормилицы с детьми, военные в мундирах, танцующие пары, монахи и монахини. Костюмы женских фигурок обязательно украшены оборками и рюшами. Частый атрибут — зонтик, который при­креплялся к фигурке при помощи проволоки.
Промысел появился в XIX веке в бывшей тульской слободе Большие Гончары. В советское время тульская городская игрушка подверглась репрессиям из-за того, что её основные персонажи представляли "вредные" слои населения: дворянство, купечество, духовенство. Возрождение промысла началось в конце XX века.
— Сегодня игрушка живет и приобретает новые черты, новые лица. Авторские работы современных мастеров иногда мало похожи на своих прабабушек. Но и подлинники, по которым мы восстанавливаем игрушку, к счастью, пока сохранились. Они находятся в русском музее Санкт-Петербурга, в московском музее декоративно-прикладного искусства, — замечает идеолог возрождения промысла, тульский мастер Ольга Андреева.

Клиновидная резьба
Трехгранно-выемчатой или клиновидной резьбой обычно украшали домашнюю утварь и предметы быта: пряничные доски, солонки, ковши, шкатулки, прялки, сундуки.
Это самый древний вид геометрической резьбы и одновременно довольно простой, поскольку не требует разнообразных инструментов и выполняется ножом. Традиционный узор состоит из простых геометрических элементов – треугольников, прямоугольников, трапеций, квадратов и ромбов, составленных в декоративные композиции.
Иногда трехгранно-выемчатая резьба тонировалась с помощью протравы, приготовленной из уксуса, в котором выдерживались куски проволоки или гвозди. Высохшую после такого тонирования поверхность резной доски слегка шлифовали. После этого выступающие элементы делались более светлыми, а резьба выглядела контрастной и рельефной.
Костромская скань
Скань — это ювелирная техника составления ажурных узоров из тонких нитей драгоценных металлов. Слово «скань» (другое название — «филигрань») происходит от древнерусского «скать» — то есть скручивать, скатывать, свивать в одну нить несколько прядей.
Скань изготавливают из чистых металлов, обладающих хорошей пластичностью, — золота, серебра, меди. Сканные узоры бывают ажурными и накладными, напаянными на металлическую основу. Ажурную скань обычно используют для ювелирных изделий, декоративных фигурок и сувениров, а напайную — для объемных предметов — кубков, ваз, подносов.
В Древней Руси техника скани была известна с IX–X веков, а ее расцвет пришелся на XV–XVI века. Значительное место этот промысел занял в селе Красное Костромской губернии, жители которого традиционно занимались ювелирным делом. Сейчас Красносельская ювелирная фабрика выпускает изделия из серебра, меди, латуни, бронзы, мельхиора, украшенные сканью и зернью, гравировкой и чеканкой.
Мстёрская и Холуйская лаковая миниатюра
Лаковая миниатюра — это вид сложной миниатюрной живописи на изделии из дерева или папье-маше. В России сложились четыре школы этого вида искусства: Палех, Федоскино, Мстера и Холуй. Первые две узнаваемы для многих, остальные, пожалуй, известны немного меньше.
Владимирское село Мстёра было известно своими мастерами с XVII века. Насельники местного Богоявленского монастыря писали миниатюрные иконы и обучили этому мастерству сельских жителей. После революции, когда иконы оказались запрещены, художники Мстёры стали изображать жизнь русской деревни.

Мастера соблюдали не только старообрядческие традиции иконописи, но и писали в голландском пейзажном и лубочном стилях. Мстёрские художники избегали черного фона, что отличает их стиль от остальных трех российских школ.
Первые мастера холуйской лаковой миниатюры также писали иконы. Промысел зародился в Ивановской области. После революции местные художники стали изображать русскую природу и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Холуйскую миниатюру отличает объемное изображение, крупные планы с минимумом деталей, использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.
Мезенская роспись
Мезенская роспись — один из старейших художественных промыслов Русского Севера. Промысел этот сложился в архангельской деревне Палащелье на берегу реки Мезени. Росписью украшали предметы повседневного обихода: прялки, ковши, короба.

Главные персонажи мезенской росписи — лошади и олени, нарисованные в двух цветах — красном и черном. Предметы украшали звёздами, крестиками, чёрточками, также выполненными в два цвета.
В 1920 годы промысел почти угас, но в 1960-х годах был возрожден потомками старых мастеров. В наши дни мезенская роспись используется мастерами в Северодвинске и Архангельске, сувениры с ней выпускают на предприятиях «Беломорские узоры» и «Декор Севера». Современные рисунки можно отличить по более обтекаемым формам по сравнению со старинными росписями.
Нижегородская глухая резьба
Нижегородскую глухую резьбу по дереву называют также домовой, корабельной и бáрочной. Ею украшали лобовые доски, лопатки и оконные наличники жители приволжских уездов Нижегородской губернии с середины XVIII до начала XX века.
В те времена суда было принято украшать досками с резными узорами в виде орнаментов, диковинных существ и обычных животных: улыбающийся лев, русалка, цапли, лисы, собаки, осетры, цветы. Судостроители, проработав зиму на верфи, с весны искали себе заработок в волжских деревнях. Так приемы «корабельной» резьбы стали использоваться в жилом деревянном зодчестве Поволжья.

В настоящее время мастеров нижегородской резьбы осталось не так много. Увлеченные резчики помогают в восстановлении сохранившихся наличников и элементов декора. Много образцов сохранилось в Городце Нижегородской области. Особо ценные экземпляры резьбы хранятся в музеях.
Ростовская финифть
Финифть — это традиционная роспись по белой эмали, которой украшаются ювелирные изделия и предметы быта. В России промысел зародился в XVII веке в вологодском Сольвычегодске и затем в городе Ростов Ярославской области. Изначально в этой технике выполнялись иконы, позже мастера стали изображать на миниатюрах цветочные орнаменты, птиц и зверей.
В 1936 году в Ростове была организована финифтяная артель, однако после Великой Отечественной войны в ней осталось лишь несколько человек. И все же промысел удалось восстановить. Сейчас крупнейшим центром производства финифти в России стала фабрика «Ростовская финифть». В Вологде работает небольшая творческая мастерская «Вологодская финифть».
Северодвинские росписи
Традиционные узоры, зародившиеся на берегах Северной Двины, подразделяют на три вида Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи. Их названия происходят от сел, которые были в некотором роде художественными центрами промысла.
Северодвинская роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используемые в орнаменте мотивы и символы: древо жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка. Украшали росписью деревянную и берестяную посуду, прялки и предметы домашнего обихода.
Томская береста
Плетение из бересты было особенно широко распространено в Вологодской, Новгородской и Архангельской областях. В конце 18 века в нынешнюю Томскую область переселились уроженцы Архангельской губернии, которые положили начало процветающему до сих пор промыслу изделий из тисненой и резной бересты.
Тиснение на бересте делают вручную штампами или чеканами из дерева, кости или металла. Еще одна распространенная техника — прорезная береста. Традиционный узор — растительный орнамент, изображения животных и птиц встречаются реже.
Шемогодская резьба
Работу шемогодских резчиков называют «берестяным кружевом». Искусство сквозной прорези и тиснения по бересте в XVIII веке прославили мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской области.
Шемогодской резьбой украшали всевозможные изделия из бересты: шкатулки, коробочки, пеналы, туесы, блюда, тарелки. Традиционно основной мотив узоров — растительный. Композицию строили по принципу четкой симметрии. Современные мастера творчески развивают традиционные сюжеты и орнаменты.
Made on
Tilda