Наступление весны ассоциируется у нас с пробуждением, рождением новой жизни, и, конечно, с цветами. С изящными бутонами, тонкими ножками и нежным ароматом. Традиции дарения цветов есть практически у всех народов. Но язык цветов не так прост, как кажется. У разных этносов один и тот же цветок может трактоваться по-разному и даже иметь противоположное значение.
Весеннее золото
Так уж повелось с советских времен, что мимоза в России считается символом весны. Едва только наступает первая оттепель, как на улице появляются цветочники с желтыми букетиками "серебристой акации".
Традиционно мимозу к нам привозят из солнечной Абхазии. Так что, можно сказать, этот хрупкий цветок способствует укреплению межнациональных отношений. Специально мимозу абхазы не выращивают. У них она растет дикой в изобилии вдоль дорог. Может быть, поэтому в самой Абхазии дарить мимозу считается дурным тоном.
Как только не изощряются продавцы мимозы, чтобы довезти ее до центральной России в целости и сохранности. Ветки срезают в фазе бутонов, а потом тщательно оберегают от перепада температур. В самый последний момент, уже перед продажей, веточки ставят в горячую воду, чтобы они распустились.
Персидский гость
Другой популярный весенний гость – тюльпан – цветок с интересной и древней историей. Недаром тюльпаны изображены на старинных гербах, денежных знаках и полотнах живописцев всего мира. Считается, что впервые выращивать цветок начали в Персии, а название его произошло от персидского "тюли бан" — тюрбан. В Европе в начале 17 века луковицы редких сортов по цене были сопоставимы с драгоценными металлами.
В России своими дикорастущими тюльпанами славится Калмыкия. В конце апреля в степи распускается разноцветный ковер из тысяч цветов. В республике растут три вида тюльпанов: самый ранний белый — "подснежник", желтый — тюльпан Биберштейна и красный — тюльпан Шренка, который занесен в Красную книгу России.
Каждый год в республике проходит крупное эколого-туристическое мероприятие — Фестиваль тюльпанов. Участники фестиваля катаются по степи на лошадях и верблюдах, готовят национальные блюда, соревнуются в стрельбе из лука и национальной борьбе. Единственное условие праздника — ни один цветок не должен пострадать. Об этом обязательно напоминают всем гостям республики.Тюльпаны калмыки считают своим национальным достоянием. Для них это больше, чем цветок. Степной тюльпан давно стал неотъемлемой частью культуры Калмыкии: ему посвящены многие калмыцкие сказки и песни, цветочные мотивы присутствуют в национальном орнаменте. Даже главный калмыцкий ансамбль песни и танца носит название "Тюльпан".
У калмыков существует легенда, что один раз в десять лет в степи можно отыскать и черный тюльпан. Но касаться цветка ни в коем случае нельзя. Нужно просто постоять рядом и загадать желание. Такая встреча случается лишь один раз в жизни и обязательно приносит счастье. Правда, есть одно условие: место цветения тюльпана нельзя раскрывать другим.
Символ богов
Лотос нельзя назвать весенним растением, его не подаришь маме или любимой девушке на международный женский день. Но своей красотой и изяществом он завоевал любовь многих народов, стал частью их культуры и традиций.
В первую очередь лотос, конечно, связан с буддизмом. У буддистов он служит традиционным символом чистоты: этот цветок рождается в мутной болотной воде, но появляется на свет незапятнанным. Белый лотос — непременный атрибут мирных буддийских божеств. Его так и называют "цветком Будды".
В нашей стране буддизм исповедуют жители Калмыкии, Тувы и Бурятии. В их культуру лотос пришел вместе с религией и гармонично в нее вписался. Изображение цветка традиционно украшает тувинский национальный костюм, а у бурят и калмыков есть имя Бадма, на санскрите — "лотос".
Калмыки тоже издревле с большим уважением относились к лотосу. Его изображение присутствует на флаге Калмыкии, искусственными лотосами в Калмыкии украшают интерьеры домов и рабочих помещений, в его честь называют магазины и рестораны. Множество этих цветков выставлены у алтаря статуи Будды Шакьямуни в главном буддийском храме в Республике. Даже высшая награда Калмыкии называется "Орденом Белого Лотоса".
Васильки да ромашки
Русский народ традиционно испытывал нежные чувства к простым полевым цветам. На Троицу и Ивана Купалу девушки заплетали травы и цветы в венки, загадывали желания и пели песни. Иногда девушка делала несколько венков: для себя, для родственников и для жениха. Вокруг венка водили хороводы, использовали его в обрядах кумления, крещения и похорон кукушки. Сплетенные накануне Ивана Купалы венки вешали на окна, двери, ворота и хозяйственные постройки.
В обрядах и играх венки были обязательным головным украшением девушек. Так, в восточнославянском обряде "проводов русалки" для ряженой "русалки" плели специальный головной убор с добавлением крапивы. Иногда девушку всю увешивали такими венками, а потом уничтожали их – бросали на кладбище, в воду, в костер. Это символизировало акт изгнания "русалки".
Ромашки и васильки как символ русской природы воспели многие выдающиеся отечественные писатели. Растительным орнаментом украшали церкви, дома. Полевые цветы можно разглядеть в украшении рукописных книг, одежды, культовых и бытовых предметов.
Сказочное растение
Нельзя не упомянуть золотой символ Удмуртии — купальницу. В каждом регионе России ее называют по-своему: троллиус, купава, купавница, жарки, огоньки, сибирская роза, авдотки, бубенчики, колотушки, кучерская травка, балаболки. В Удмуртии это травянистое растение семейства лютиковых именуется "италмас".
С ним у удмуртского народа связана легенда, повествующая о трагической судьбе прекрасной девушки по имени Италмас. Просватанная за долги отца богатому вдовцу Байтугану, девушка влюбилась в юношу по имени Камаша. Но недолго продолжалось их счастье. Стрела Байтугана убила Камаша, с его гибелью ушли от Италмас все надежды на дальнейшую, счастливую жизнь. Только цветы купальницы, которые дарил девушке возлюбленный, напоминали ей о нем. Так что для удмуртов италмас одновременно символ любви и печали, верности и разлуки, надежды и радости.
У русских Сибири тоже есть своя легенда о купальнице. Стройный молодой пастух, пригоняя табуны на водопой к Байкалу, никогда не упускал возможности искупаться. Он так радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок. Озерные красавицы пытались завлечь пастуха, но ни одна из них не удостоилась его внимания. Одна из русалок влюбилась в юношу, выбралась из воды и решила отправиться за пастухом. Однако он ничего не замечал. Иногда он обращал внимание на необыкновенные очертания тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Волосы русалки выгорели от солнца и стали золотыми. Однажды она сидела недалеко от пастуха у ночного костра и пела ему грустные песни. Но когда тот поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок купальницы.
Существует и другое предание, что цветы — это проросшие золотые монеты жадного купца. Их выбросила в отчаянии его дочь, когда отец отказался выдать ее замуж за любимого, но бедного парня.