У каждого коряка есть своя мелодия

В авторской программе Маргариты Лянге - Иосиф Жуков, заслуженный артист России, художественный руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Анг» поселка Полана Корякского автономного округа – это Камчатка, берег Охотского моря. Тема разговора: особенности культуры коряков.


ЖУКОВ: У каждого коряка есть своя мелодия. Моя мелодия появилась у меня, когда я перешел тридцатилетний рубеж. Молодые поколения ее слушают, запоминают – не будет меня, а она будет жить. Но, вот молодое поколение – резко отличается от нас, оно увлечено эстрадой! И я боюсь, что к ним не придет мелодия. Ее у них не будет…


Справка:

КОРЯКИ — одно из этнических подразделений северо-восточных палеоазиатов. Наиболее ранние известия о коряках относятся к 1669 году. Их сообщил приказчик Охотского острога М. Сосновский, основываясь на рассказах пеших тунгусов.

Первые этнографические сведения о коряках Камчатки были получены в 1700 году от якутского пятидесятника Владимира Атласова, который в 1697 году из Анадырского острога отправился “для прииску новых землиц”. Что касается происхождения слова “коряк”, то Стеллер и Крашнинников чаще всего могли слышать это слово при встрече с местными жителями и называли их “оленные мужики”.

К началу контакта с русскими в XVIII веке коряки делились на кочевых и оседлых. Поселения состояли из нескольких обособленных групп: карагинцы, алюторцы, паренцы, каменцы и т.д. Кочевые расселялись во внутренних районах Камчатки и на прилегающей материковой части, оседлые — на восточном и западном побережьях Камчатки, а также в районе Пенжинской губы и полуострова Тайгонос.

Для кочевых характерно крупнотабунное оленеводство. Зимой они охотились на пушных зверей. Жили кочевые коряки летом и зимой в переносных каркасных ярангах. В хозяйстве оседлых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Добычей моржа занимались апукинцы, алюторцы и карагинцы. К концу XIX века в результате истребления китов и моржей американскими китобоями промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике стало играть рыболовство.

В начале XIX века под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы русского типа. Одежда у всех коряков была глухого покроя. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом одинарную одежду. Питались оленные коряки мясом оленя, чаще всего вареным, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители ели мясо морских зверей, рыбу. С XVIII века появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай.

Основой социальной жизни была большая патриархальная семейная община, объединявшая близких, а у оленных — иногда и отдаленных родственников по отцовской линии.

Расселяются коряки в Камчатской и Магаданской областях, Корякском и Чукотском автономных округах. В Корякском национальном округе (КАО) — 18 национальных сел. Коренное население по-прежнему занимается оленеводством, охотой, рыболовством, переработкой мяса и рыбы, а также пошивом меховых изделий.

В школах дети изучают родной язык. В поселке Палана открыта школа искусств. При Доме культуры работают фольклорный коллектив, кружок корякского языка и национальный танцевальный коллектив “Вэем” (“Река”). На местном телевидении и радио ведутся передачи на корякском языке. Для защиты интересов коренных жителей округа образована общественная организация “Коренные народы Севера Корякского автономного округа”, принимаются законы, которые должны помочь сохранить и возродить традиционные формы хозяйствования.

(Полную версию программы "Народы России" слушайте в аудиозаписи).

Добавил: Администрация ресурса "НацАкцент", 14 сентября 2004

Радиопередача