Шаман из Баргузинской долины

Этнические новости:

В Тобольске завершились первые областные соревнования по национальной борьбе "Пупикат" (в переводе с языка ханты - "медвежья лапа"). В борцовских схватках приняли участие почти 100 спортсменов. По количеству медалей самая сильная "медвежья лапа" - у команды города Тобольска.

В это же время в районном центре Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа состоялось первенство города Таркасале по национальным видам северного многоборья. Спортсмены соревновались в прыжках через нарты, беге с палками, метании топора на дальность и тройном национальном прыжке.

Музей "Народные художественные промыслы Чувашии" открылся в Чебоксарском профессиональном училище n 23. Все представленные работы, - а их более 60-ти, - выполнены самими учащимися. Это училище готовит мастеров народных промыслов уже 12 лет. Сейчас в нем обучаются 120 студентов.

В Томской области зарегистрирована Ассамблея народов Сибири. Она объединяет 11 национально-культурных центров, представляющих интересы различных диаспор.

В русско-корейской деревне Дружба Михайловского района Приморского края заложили парк и установили мемориал в честь 14--летия переселения корейцев в Россию. Церемония открытия проходила по традиционному обряду - с молитвами духам предков и поклонениям свиной голове. Гости не поскупились на подарки: в свиную голову положили 4,5 тысячи долларов. Средства будут потрачены на приобретение автобуса для жителей деревни.

Первый том чукотских сказок на русском, английском и чукотском языках вышел в Японии. В издание вошло 22 сказки, записанные известной собирательницей фольклора Маргаритой Такакава у береговых и тундровых чукчей в 70-х годах XX века. Издатели выразили надежду, что книги помогут чукчанским детям лучше понимать родной язык.

Сами о себе.

За сухим выражением из Конституции страны "Мы, многонациональный народ" стоит очень многое. Прежде всего - многообразие восприятия мира. О Бурятии и бурятском народе - материал нашего корр. Елены Самбиловой .

Когда-то Чингисхан был рабом у своих родичей. И шаман, чье имя означало "Небесный", помог молодому невольнику стать тем самым Чингисханом, которого знают все. Власть шамана была в то время была велика, но и сейчас они играют значительную роль в быту бурят.

Федор Михайлович Гармаев до того, как стать шаманом, работал простым сельским учителем. Сейчас к нему за помощью обращаются многие люди. Как он сам говорит, он родом из Баргузинской долины, где проживают люди самых разных национальностей, - эвенки, буряты, русские, евреи, татары... Шаманская религия, как одна из древнейших, связана с внешним миром, - природой и духом человека, говорит Гармаев...

В традиционном мировоззрении бурят особое место занимают представления о животном мире. Идеи единства всего живого, родства двух миров — людей и зверей относятся к наиболее ранней истории человечества. Этнографы выявили в культуре бурят реликты тотемизма. Так, орел (ехэ шубуун) почитался бурятами как родоначальник шаманов и как сын хозяина острова Ольхон. Лебедь (хон шубуун) считался прародителем одного из основных этнических подразделений бурят — хори. Широкое распространение получили культы лесных зверей — волка, оленя, кабана, соболя, зайца, а также медведя...

(Полная версия программы "Народы России" - в аудиофайле.)

Добавил: Администрация ресурса "НацАкцент", 26 октября 2004

Радиопередача