костюм острогожского района
Влияние культуры западных земель
Село Шубное было заселено казаками, переведенными в Воронежскую область с литовско-польской границы. Как правило, это были потомки запорожцев, охранявших рубежи Российского государства. Осев на границе, они женились на местных жительницах, а к новому пункту назначения (в Воронежескую губернию) переезжали
уже с семьями. В итоге в Шубном встретились три культуры: великоросская (русская), малоросская (украинская) и польско-литовская. Они отразились и в костюме жительницы этого села.
— платок покупной, фабричный, из тонкой ткани. Возможно, это был вариант «на выход». Темный цвет говорит о немолодом возрасте владелицы.
— крой великорусский: прямой полик (вставка на плече), брыжжи (сборка) на конце рукавов. Темно-красный цвет говорит о том, что женщина уже немолодая и имеет взрослых детей.
— «пустушки», «зануськи». Полые внутри, на длинной нити. В праздник их могла надевать даже немолодая женщина.
— широкий красный, в узкую полоску. Такой носили именно в этой местности.
— в данном случае из черного сатина, с нашитыми по подолу лентами. Подтверждает нам немолодой возраст женщины. Ленты на фартуке, возможно, несли информацию о составе семьи и точно говорили о достатке: не все могли приобрести покупные ленты.
— уникальна для Черноземья, выполнена в технике ткачества, близкой к изготовлению польских, литовских и других характерных для народов Прибалтики юбок - в разноцветную яркую полоску. Изготавливалась она из толстой «сученой» шерсти. Такие юбки назывались также «сучеными» или «польскими».