С миру по юбке: особенности народного костюма Воронежской губернии
Воронежский костюм уникален и разнообразен. Найти какой-то один, представляющий область, очень трудно. Тот, что в этнографических музеях нашей страны называют воронежским, - самый древний, архаичный. Но есть и другие, не менее «воронежские», отличающиеся от него покроем, цветами и орнаментами.

Многообразие крестьянского наряда связано с особенностями истории Воронежской области. Она заселялась в XVI-XVII веках выходцами из разных уголков Руси. Каждый переселенец приносил с собой свой уклад жизни, язык и, конечно, костюм. Этнографы отмечают несколько направлений влияния на традиции Воронежской области: из центральной России (переселенцы с территории нынешнего Подмосковья, Рязани и более северных земель), с западных границ страны (польское, белорусское влияние), Поволжья и, конечно, Украины, откуда переводили много служилых людей, военных, казаков. Большая часть этих отголосков старины сохранилась в народном костюме и до наших дней.

Татьяна ПУХОВА
фольклорист, доцент филологического факультета ВГУ

"Это традиционная культура, не массовая. Это не культура современного времени. Это культура, которая переходит из поколения в поколение."
Воронежский костюм
Воронежско—Белгородское пограничье
Главная примета костюма - черные графические элементы вышивки, которые пришли от оседлых племен, проживающих на земле пограничного Бирюческого уезда. Именно этот костюм считается самым древним на нашей, некогда общей с Белгородской областью, территории. Теперь его называют своим нынешние воронежцы и белгородцы.

Костюм состоит из рубашки, понёвы воронежской, фартука, платка, сороки (головной убор), грибатки (украшение). Сорока состоит из трех частей –челышко, мочки (шапочка) и позатыльни. В сороке отражаются следы древних верований. Шапочка сверху напоминает копытце – влияние почитания коровы, это следы тотемизма. Солнечные знаки – свидетельство солярного культа (солнцепоклонников).

Это отражение жизни и быта крестьян: чтобы созрел урожай, нужны тепло и солнце, а чтобы прокормить детей и семью – корова.



Костюм очень ярко выражает символику славянскую. Символом плодородия является репей. Репей – это ромбы с исходящими от него веточками.
костюм каширского района
Влияние традиций центра России

На этой территории проживали две языковые группы — цуканы и талагаи. Так что и костюм этой территории разнообразен.

Этот костюм очень ценный, он сохранил черты культуры переселенцев с другой территории. В нем есть трапециевидный силуэт, сочетание цветов только бело-красное, понёва на красном фоне. Особая примета – длинные рукава с зауженными концами, на уровне ладони в них есть прорези для рук. Ими можно было заматываться или утепляться. Такие рукава - признак того, что одежду носили цуканы.

— "ожерелок" — обшита красной тесьмой. Прореха на груди также отделывалась красным ситцем. Обилие красного цвета говорит о молодости женщины.

— такой тип рубахи является наиболее древним. Верхняя часть рукава украшена ажурным и браным (плотным, с рисунком) ткачеством. Орнамент состоит из символов солнца — «репей», человека — «крестов» и крепкой опоры – «столбушек», которые в сочетании означают нерушимый союз человека с солнцем.

— "красноглазка", относится к наиболее древнему окскому типу (распространена в Подмосковье). Тогда как традиционная воронежская понёва — черная.

костюм бобровского района
Влияние традиций центра России
Во времена правления Павла I и Екатерины II царские фавориты Лопухины, Орловы, Безбородько, Бутурлины получали в собственность богатые дворцовые земли, расположенные вдоль реки Битюг. Крестьян, проживавших на этих землях, называли дворцовыми, так как изначально они принадлежали царю и его семье. По царскому указу их переселяли из Ростовского, Костромского, Ярославского, Пошехонского, Владимирского и Суздальского уездов. Именно из дворцовых крестьян знатные люди набирали прислугу в свои полученные имения.
Новые хозяева также способствовали переселению крестьян из своих прежних владений - Подмосковья, Тамбовского уезда и прочих мест. Так появился на воронежской земле женский сарафанный комплект, не характерный для юга России. Он добавил еще больше разнообразия в костюмы жителей нашей губернии.

— Выполнен из пяти прямых полотнищ тафты, сильно присборенных. На груди и спине сарафан имеет обшивку из черного бархата и такие же лямки. Выше подола сарафан отделан широким черным кружевом. Такой сарафан-юбочка назывался московским, или прямым.
— Имеет явные "северные" черты: на белом фоне полотна выполнен белый же рисунок. Рубахи в Бобровском уезде шились с прямыми "поликами" — полочками, которые декорировались в каждом селе по-своему.
бутурлиновский костюм
Влияние традиций Поволжья, культуры тюрков
Девичий костюм
Женский костюм
Красный костюм означал, что женщина замужняя, не молодка, белый – что хозяйка молодая. В данном случае черный сарафан, рубашка белая, но с красными украшениям, это значит, что девушка на выданье. Скоро она выйдет замуж.
Клеповский костюм - один из самых ярких во всей
Воронежской губернии. Он отличается и разнообразием красок, и обилием обязательных украшений.
Костюм зрелой замужней женщины выделяется даже на фоне других, не менее красочных, костюмов губернии. Возможно, именно так в одежде отразились и буйство красок природы центрально-черноземной полосы, и сила женщины, находящейся в самом расцвете лет, и влияние тюркской культуры с ее любовью к ярким украшениям

— девичье украшение в виде гофрированного воротника из разноцветных ярких лент. Сквозь мелкие складки гофрировки через каждые 4 см поперек пропущены нити, которые дают возможность складывать и разворачивать воротник, как гармошку.

— называлась суреновской, то есть из "суровой" (домотканной) ткани. Полики (треугольник возле ключицы) и рукава рубахи украшены множественными красными полосами, ткаными узорами, вышивкой в виде солярных знаков, кружевными вставками.
костюм острогожского района
Влияние культуры западных земель
Село Шубное было заселено казаками, переведенными в Воронежскую область с литовско-польской границы. Как правило, это были потомки запорожцев, охранявших рубежи Российского государства. Осев на границе, они женились на местных жительницах, а к новому пункту назначения (в Воронежескую губернию) переезжали
уже с семьями. В итоге в Шубном встретились три культуры: великоросская (русская), малоросская (украинская) и польско-литовская. Они отразились и в костюме жительницы этого села.

— платок покупной, фабричный, из тонкой ткани. Возможно, это был вариант «на выход». Темный цвет говорит о немолодом возрасте владелицы.

— крой великорусский: прямой полик (вставка на плече), брыжжи (сборка) на конце рукавов. Темно-красный цвет говорит о том, что женщина уже немолодая и имеет взрослых детей.

— «пустушки», «зануськи». Полые внутри, на длинной нити. В праздник их могла надевать даже немолодая женщина.

— широкий красный, в узкую полоску. Такой носили именно в этой местности.

— в данном случае из черного сатина, с нашитыми по подолу лентами. Подтверждает нам немолодой возраст женщины. Ленты на фартуке, возможно, несли информацию о составе семьи и точно говорили о достатке: не все могли приобрести покупные ленты.

— уникальна для Черноземья, выполнена в технике ткачества, близкой к изготовлению польских, литовских и других характерных для народов Прибалтики юбок - в разноцветную яркую полоску. Изготавливалась она из толстой «сученой» шерсти. Такие юбки назывались также «сучеными» или «польскими».

костюм новохоперского района
Южное, украинское влияние
В XV веке из Киевской губернии были переведены на юг Воронежской губернии казаки Острогожского полка. К середине XIX века малороссийское и великороссийское население было почти одинаковым по численности. В итоге в уезде произошло большое смешение культур, наложившее отпечаток в том числе и на костюм жителей.
— орнамент цветочный, а не геометрический. Свидетельство принадлежности к украинской культуре (малоросской), а не великоросской.
— фабричные ленты. Знак достатка семьи.
- приталенная, а не трапециевидная одежда. Также была больше характерна для украинского и западного костюма, а не центра Руси.
Вышивка на рубахах представленного костюма говорит о том, что это костюм поздний, изготовлен уже в ХХ веке: изначально основной техникой была счетная гладь, позже на смену ей пришла вышивка крестом, а еще позже — болгарский крест.
Made on
Tilda