этноэкспедиция
Убегая от короны
Путешествие по сибирскому маршруту протопопа Аввакума в компании старообрядцев
Как энтузиасты Кетский острог искали, старообрядцы путь Аввакума проходили, а журналисты от самоизоляции убегали.
15 дней

длилось путешествие
870 км

общая продолжительность маршрута
12 человек

сплавились на трёх лодках
Сибирь - территория спорта. Здесь всегда движение. Когда-то казаки бежали за лучшей долей, попутно осваивая новые земли и основывая остроги. Затем - ссыльные разных мастей, кто от царского преследования, а кто за своими убеждениями.

До начала поездки я практически ничего о предстоящем маршруте не знала. Знала, что лодки будут деревянные, дорога - длинная, через практически необитаемые территории Красноярского края и Томской области, а компания - разношерстная: старообрядцы, которые хотят пройти путь Аввакума и поставить поклонный крест, путешественники-энтузиасты из Geography Trophy, желающие проверить место возможного нахождения одного из первых русских острогов на реке Кеть, и друзья-журналисты из томского агентства новостей ТВ2, которые планируют снять фильм.

Даже само путешествие каждая группа на своих ресурсах называла по-разному. Путешественники анонсировали экспедицию "Кетский острог", старообрядцы - "По стопам Аввакума", а мои томские коллеги - "Экспедицию ТВ2".

Я же просто поехала в отпуск после трех месяцев самоизоляции, то есть тоже в какой-то мере убежала от короны в Сибирь.

Нам предстояло вместе преодолеть около 900 километров по суше и по реке в полностью автономном режиме, то есть без связи с внешним миром.
От Енисейска до Маковского
Знакомство
Если верить гугл-картам, в Ялани дорога кончается.
- Пластиковые окна - это удобно! Ставил, ставлю и буду ставить!
- Не по-нашему это, не по обычаям. Деревянные надо ставить!
- Не по обычаям? Что-то я у крыльца твоего коня не видел, ты почему-то сюда на машине приехал, а как же традиции?


Этот диалог - первое, что мы услышали, когда вошли в гостиницу в городе Енисейске, с которого начиналось наше путешествие. Дата старта была выбрана не случайно: 28 июля в Енисейске проходил водосвятный молебен священномученику и исповеднику протопопу Аввакуму, на который съехались старообрядцы со всей Сибири. Молебен служил архиерей Русской Православной Старообрядческой Церкви, епископ Томско-Енисейский Григорий, а сослужили Владыке один протоиерей, пять иереев и один протодиакон. Двое из них - протоиерей Анатолий Бесштанников и иерей Никола Коробейников - на следующее утро отправлялись с нами в экспедицию. И именно у о. Николы, вдохновителя "старообрядческой части" путешествия, я поинтересовалась, есть ли какие-то основания у стереотипа, что староверы отрицают все современное.
- Нас правильнее называть не староверами, а старообрядцами, потому что в нашей группе путешественников - священники и прихожане Русской Православной Старообрядческой Церкви. Мы живем обычной жизнью, такой же, как и все граждане России: обязательно служим в армии, платим налоги, пользуемся современными благами цивилизации, общаемся с представителями других конфессий. Староверы множества согласий - часовенные, поморские и др. - встретятся нам в тайге. Они живут по канонам Старой Веры, но обрядовость не соблюдают: у них нет священников, крестин, венчаний и других обрядов. И вот они действительно часто отказываются от достижений прогресса.

Отец Никола (Коробейников)
Иерей Русской Православной Старообрядческой Церкви, Томск
В том, что наши товарищи по экспедиции и старые заветы чтят, и с современностью, а особенно с ее технической частью на "ты", мы поняли уже утром, когда приехали в Ялань, перед которой пересели на вездеходы, чтобы проехать Маковский волок - древний путь до реки Кеть.
Во-первых, в отличии от нас, мирян, встали отцы и их паства значительно раньше и в 10 утра уже были в нужной точке. Во-вторых, каждую деталь сборов один из прихожан фиксировал на видео со смартфона. А в-третьих, "порулить" вездеходом, кажется был готов любой из шести старообрядцев.
Возможность проявить себя предоставилась быстро: 70 километров по бездорожью наша группа преодолевала 1,5 суток, постоянно вытаскивая суперпроходимые вездеходы из нежелающей покоряться дороги.
"Знать, когда соломку подстелить", оказывается, не просто поговорка, а крайне полезный в условиях тайги лайфхак.
Ночевали "у Акулины" - на поляне, где когда-то располагалась деревня Рыбное, последнюю жительницу которой местные считали "ведьмой": несчастные, которые Акулину не угощали, могли до конца и не доехать. Говорят, что мужик, который украл у бабульки щенка, вообще протянул 100 метров и заглох. На всякий случай оставили на поляне пачку печенья.

- Технику надо проверять, а не печенье раскладывать, - проворчал отец Никола. - Мы в суевериях не участвуем!

Кстати, первым об Акулине и сохранившейся до сих пор традиции оставлять ей подношения нам еще до начала путешествия рассказал бывший директор Лесосибирского краеведческого музея, который в 2007 году исследовал Маковский волок и Маковский острог.
- Маковский острог и Маковский волок - стоят у истоков освоения русскими Енисейского бассейна. До нас серьезных археологических и архивных исследований никто не проводил, именно мы в результате экспедиции определили, где именно был острог: в полверсты от деревни. Острог выполнял защитную функцию, потому что Маковское в те времена было серьезной перевалочной базой между бассейнами Оби и Енисея. А Маковских волоков было три, в разные периоды. Тот, которым пойдете вы, оформился в XIX веке.

Сергей Максимов
Историк, бывший директор краеведческого музея в Лесосибирске
Руководитель нашей экспедиции Алексей Гапонов показывает фото Маковского 1911 года, снятое с той же точки
К середине второго дня путешествия волок остался позади: группа добралась до Маковского - старинного села на берегу Кети, основанного русскими первопроходцами-казаками в начале XVII века. Найденный группой, в которую входил Сергей Максимов, острог был построен в 1618 году без ведома Москвы. О нем упоминается сразу в нескольких документах, в том числе в тобольском наказе 1620 года.
Сейчас в Маковском прописано 60 человек, реально живет - 30. Продукты и товары первой необходимости завозят на вертолете два раза в месяц. Иногда в село наведываются гости. Привлекают их не дары Кети или тайги. Летят или едут по зимнику - за духовной помощью. В местном приходе Русской Православной Церкви служит 95-летний отец Севостьян. Поговаривают, что старец изгоняет бесов.
К отцу Севостьяну члены экспедиции приходили небольшими группами, в течение дня. Чем, видимо, немного утомили старца: когда наша, последняя, группа подошла к церкви, священника там не оказалось. Местная жительница показала его дом: "Постучите, он выйдет".
Постучали, вышел, пошел открывать двери храма. Кто такие и зачем пришли спросил уже позже, когда раздал всем желающим церковные свечки.
Сложилось впечатление, что за свои 95 лет отец Севостьян виртуозно овладел искусством слышать только то, что нужно: прямые вопросы к нему слышал через раз, а щелкнувший затвор фотокамеры (он просил не снимать) - услышал сразу. Вот и вопрос, сколько у него прихожан, то ли не разобрал, то ли не захотел разобрать. И второй вариант вполне возможен, потому что прихожан не так много, как, наверное, хотелось бы о. Севостьяну: примерно половина жителей деревни придерживается Старой Веры и в православную церковь не ходит.
О. Никола дарит Феодосии лестовку
Феодосия - староверка поморского согласия, самого многочисленного из беспоповских. В Маковском живет всю жизнь с небольшим перерывом на учебу: в молодости получила среднее специальное образование по специальности "режиссура массовых мероприятий". Хотела учиться дальше, театрального вуза в ближайших городах не было, готовилась поступать в Ленинград, но не сложилось: вышла замуж. Последние годы Феодосия работала в Маковском в библиотеке, дети выросли и разъехались. Веру предков не забывала, молитвы учила сама, по книгам. Молится со старой семейной лестовкой. Считает, что именно молитва помогла ей и учиться успешно, и замуж выйти удачно:

- Я к выводу пришла: кто молитву читает, у того все хорошо и складывается.

Именно Феодосия рассказала нам, что староверов и православных в деревне примерно пополам. Жить дружно им это не мешает, отношения добрососедские.
Феодосия первая, кто решился прийти в наш лагерь: до этого в гости напрашивались только мы. Отец Никола в ответ подарил ей новую расшитую лестовку, обещала хранить и по прямому назначению использовать.

Лестовка - разновидность четок. Используется старообрядцами при молитве.

Вторым гостем лагеря в Маковском стал дед Иван, тоже старовер, который принес гостинец - молоко, сметану, картошку и лук. А когда уже "наши" старообрядцы прошлись по Кети с бреднем, мы окончательно уверились: голодными нам в этой экспедиции не бывать.

Бредень - рыболовная сеть, которую тянут два человека "бредущих" по мелководью.
От Маковского до налимки
По стопам Аввакума в поисках Кетского острога
В 2020 году отмечается 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума. Не поддержавший церковные реформы священник был отправлен в изгнание в Даурию - так в XVII веке называлась земля, расположенная в пределах современной Бурятии, Забайкальского края и Амурской области. В Сибирской ссылке Аввакум провел одиннадцать лет с 1656 по 1664 год. Наш маршрут - одна из частей пути Аввакума.

- В имени протопопа ударение правильно ставить на второй слог - АввАкум, - говорит отец Никола. - Это после раскола, когда хотели его имя принизить, специально ударение стали ставить не верно, на третий слог, в насмешку. Но мы помним, и говорим так, как раньше говорили. В Сибирской ссылке на долю Аввакума выпало немало испытаний. Он замерзал, голодал, даже ел волков, хотя диких животных, с когтями, употреблять в пищу нельзя.

А вот сидящий во многих головах, в том числе и в моей, миф, что рыбный день - четверг, по словам о. Николы уже привет от советского времени: чтобы отучить граждан поститься, днем, когда в меню были только блюда из рыбы, в столовых "назначили" четверг, тогда как в православии постными, то есть рыбными, всегда почитались среда и пятница. Старообрядцы такого порядка вещей придерживаются до сих пор. А мясо диких животных, у которых есть когти тоже до сих пор не едят.

С названием постный/рыбный вышел небольшой казус. Узнав, что сегодняшний день - рыбный - мы сварили на завтрак овсянку... На сухом молоке... Но день оказался все-таки постным, хоть и с допущением рыбы, поэтому кашу пришлось есть самим.
Об Аввакуме в экспедиции говорили часто: вспоминали «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», обсуждали как изгнанник он шел по Сибири или как почетный гость и проповедник, пели старинные песни о протопопе и, конечно, пытались представить, как в начале и середине XVII века выглядели эти места.
Очевидно, что не совсем так, как сейчас: и берега осыпались, и лес был выше, так как еще не вырубался, и река русло меняла. Поэтому найти в этих местах остатки старинного острога, даже имея на руках некие свидетельства прошлого, - непростая задача.
Но Алексею Гапонову - руководителю нашей экспедиции - такая мысль в голову пришла. Причем, случайно.
- В октябре прошлого года листал гугл-карты, разглядывал Томскую область, подыскивал маршрут для товарища, который выпускает вездеходы. Карта случайно перелистнулась на Кеть. Стал ее рассматривать, увидел Маковское. Почитал: а деревенька-то с историей, увлекся темой, стал изучать. Многие в Томской области считают, что единственный вариант попасть из Оби на Енисей - это Кеть-Касский (Обь-Енисейский) канал. На самом деле это не так. Есть гораздо более древний маршрут, которым пользовались около 300 лет, - от Тобольска до Енисейска. Кого тут только не было! И послы разных государств, и Аввакум, и Витус Беринг, и все наши мореплаватели, которые изучали Дальний Восток.

Машрут начинался с Маковского волка, а потом шел полностью по Кети. При этом, на Кеть-Касском канале многие были в экспедициях, а путь по Кети никто из современников не проходил, мы, похоже, первые.

Еще выяснил, что между Маковским и Нарымом был острог. У нас в ТГУ есть археолог, который занимается Кетским острогом, но он изучает один, а острогов было три: они меняли расположение в разное время. И первый находился на границе Красноярского края и Томской области. Я собрал разные свидетельства исторические: воспоминания из дневников экспедиций, старые карты и решил, что он был недалеко от бывшей деревни Урлюково. Там мы его и поищем.

Алексей Гапонов
Географ, путешественник
Наш маршрут
Расстояние от Маковского до Белого Яра - около 800 км
1
Маковское - Ворожейка
2
Лосиноборское - Налимка
3
Айдара - Урлюково - Усть-Озерная
4
Максимкин Яр - Степановка - Белый яр
Первая деревня на пути к открытию - Ворожейка - не обитаемая. Впрочем, в некоторых домах явно недавно останавливались люди: охотники и рыбаки. Такие, используемые как заимки избушки, есть практически во всех брошенных сибирских деревнях.
Следующее по курсу поселение - Лосиноборское. Здесь находится метеостанция, поэтому и люди есть: работники и их родственники. Всего 10 жителей.
В том числе Галина Мунгалова, которая напоила нас водой из колодца (после кетской воды цвета чая она показалась удивительно прозрачной) и рассказала, что неподалеку в Налимке проживает ее 85-летняя тетка-остячка. Живет одна, обслуживает себя сама.
Тётка-остячка сама себя нам обозначила как кето. Правда, когда специалисты послушали запись ее "кетской речи" они безоговорочно признали в респонденте селькупку: просто проживающие на Кети называют себя созвучно.

На родном языке Мария разговаривала с родителями, сейчас на нем говорить уже не с кем. Но селькупский не забыла.

Мария родилась в Налимке, в ней же прожила всю жизнь, была только в ближайших поселениях. На ее памяти в родной деревне жила только одна семья - её: мать, отец, 4 брата, 3 сестры и сама Мария. Замужем никогда не была:

- Девушка я, сватался один, три года приезжал, но мать болела, не отпустила меня.

Так и жила Мария при матери вместе с младшим братом. Родители умерли давно, брат - шесть лет назад. С той поры - одна. Сама ставит сети, чтобы кормить рыбой собак. Сама управляется с обласком. Сама готовит и убирает.

Раз в две недели заезжают родственники, в том числе и племянница, привозят продукты: вертолет в Налимке ради одной жительницы не садится. Иногда захаживают и посторонние: люди и ... медведи.

Спрашиваю, кого больше боится?

- Медведя, конечно. Люди - не страшные, люди хорошие. Помогают.
Мария из Налимки во дворе своего дома
Что за хорошие люди захаживают к бабушке в гости - можно только предполагать. Но неподалеку от деревни есть старый леспромхоз, брошенный еще в прошлом веке. На его месте осталась куча металлолома. В лесу полно грибов, в реке - рыбы, у реки - уток. В общем, есть чем заняться доброму человеку.

Кстати, о медведях: мы своими глазами ни одного косолапого не увидели, а вот следы, то от лап, то от "дум" были на каждой нашей стоянке.
От Айдары до Степановки
Крест над рекой
Привычный речной путь в Айдару - дойти по Кети до определенной точки, оставить лодку, идти пешком около трех километров. Есть еще и другой путь - по старице (старое русло реки - прим. автора). В этом случае на лодке подходишь сразу к деревне, но этим маршрутом пользуются нечасто. Почему так, мы поняли, когда впервые сели на днище: старица мелкая, узкая и извилистая, редкая лодка пройдет. Наши все-таки прошли.
Чтобы пройти по старице к Айдаре, нужен штурман
На окраине деревни работал трактор. Тракторист Григорий, как и большинство из 120 жителей деревни, - старовер часовенного согласия.
Наши старообрядцы довольно быстро нашли с ним общий язык: мир тесен - друг Григория в прошлом году, оказывается, покупал щенка в деревне наших товарищей по путешествию братьев Бесштанниковых.
Жизнь в Айдаре течет также как 100 лет назад, разве что техника появилась. Во время нашего визита людей почти не встретили: в разгаре сенокос, некогда по улицам расхаживать.
Но есть и исключения: на пригорке приплясывала, как она сама представилась, "кетка-кокетка" лет пятидесяти, в очень не трезвом состоянии, в компании со столь же не трезвым кавалером.
Проблемы с алкоголем у деревенских бывают, признался Григорий. Вот и завтра в Маковское с вертолетом "вышлют" пьяницу, который в подпитии спалил две избы.
Но все-таки большинство местных жителей спиртное не употребляют. Это видно по дворам. Хозяйства у людей крепкие, строения обновленные, за многими заборами идет стройка: весной в этих краях было наводнение, после которого многим пришлось приводить свои участки в порядок.
После Айдары Красноярский край заканчивается и начинается Томская область. Правда, на реке граница никак не обозначена, ориентироваться можно исключительно по картам. Недалеко от места, где находится нежилая уже деревня Урлюково (в прошлом - древнее Урлюковское городище), и располагался, если верить старым картам Семена Ремезова, самый первый Кетский острог. В этой точке участники экспедиции разделились на две группы. Одна пошла "искать" острог, вторая - занялась установкой поклонного креста в честь Аввакума.
Фото - Александр Сакалов, ТВ2
Так как топорами, к сожалению, работать не умеем, а любопытством обладаем, мы, журналисты, отправились на поиски острога.
Да, берега за 300-400 лет конфигурацию поменяли и осыпались, но мыс, который мы увидели сейчас, похож на нанесенный на одну из старых карт. Можно предположить, что если получить разрешение на раскопки и снарядить уже не журналистскую, а археологическую экспедицию, найдутся и вещественные доказательства.
Впрочем, житель Степановки Юрий Барышев, который 44 года проработал учителем истории и увлекался краеведением, наши догадки не опроверг, но и не подтвердил.
- Где именно находится Кетский острог - всегда было археологической тайной. Он менял места, потому что первые поселенцы не знали характер Кети, не понимали насколько сильно она может меняться во время разлива. Ясно, что самый первый острог построили где-то поближе к берегу. И вполне вероятно, что самого-самого первого места давно уже нет: Кеть смыла его. Например, от деревни недалеко от Белого Яра, в которой вырос мой дед, не осталось даже следов - все под водой. Поэтому все, что мы сейчас говорим про события 400 летней давности - это допущение. Но, да, судя по всему острог был именно в этих местах. Я бы не стал особенно ссылаться на старые карты - они были слишком приблизительными. И составлялись уже с чьих-то слов, а не самими путешественниками.

Юрий Барышев
учитель истории, участник раскопок
В молодости Юрий Барышев принимал участие в археологических раскопках, организованных Томским государственным университетом: в 70-80-х годах прошлого века на Кети копала группа Галины Ивановны Гребневой.

- Отработали два полных сезона. Это была первая серьезная экспедиция с открытым листом, - вспоминает Юрий Федорович, - Поэтому копали все, что могли: поселения, курганы. Чуть выше Катайги, ниже Айдары, есть красивое поселение - Урлюково. Там среди огородов слегка возвышались чуть обозначенные курганы. Когда-то рядом на берегу было местное остякское поселение, городище в 5-7 землянок. Место хорошее - высокий яр, удобно для защиты. Ров был, частокол...

Тогда нашли много предметов, в основном относящихся к бытованию коренных народов, но были и русские. В том числе, и те, что могут свидетельствовать об остроге. Но с мыслью, что возможно, в тот год археологи и раскопали тот самый, первый, острог, Барышев не согласен. По его мнению, острог располагался ниже по реке.

Алексей Гапонов около места предполагаемого расположения острога
Из яра мы вернулись как раз к моменту установки креста: с изготовлением 8-ми метрового исполина старообрядцы справились за какие-то пару часов. Что, впрочем, не удивительно - о. Анатолий, Евгений и Григорий Бесштанниковы из Гари - опытные плотники, на счету которых множество рубленных домов.
А еще через час мы впервые увидели протоиерея Анатолия Бесштанникова и иерея Николу Коробейникова в полном церковном облачении: они отслужили молебен.
- Работа с топором для нас с братьями привычная, но срубить памятный Крест в год юбилея протопопа Аввакума - это особенное ощущение. Когда о. Никола предложил нам присоединиться к экспедиции, сначала не понимал, как это сделать. Мы живем в деревне, сейчас самая страда - сенокос. Но посоветовался со своей матушкой и решил: надо идти, такое путешествие бывает раз в жизни!

о. Анатолий Бесштанников
протоиерей Русской Православной Старообрядческой Церкви
Фото - Александр Сакалов, ТВ2
Хотя обе цели экспедиции были достигнуты, впереди нас ждало еще многое. Например, деревня Усть-Озерная на Обь-Енисейском канале, в которую мы вообще-то не собирались, но заехали, встретив на реке обаятельного рыбака Александра Петровича, похожего на героя вестерна. Его сосед и родственник признался нам, что гости у них бывают редко, "хотя мохнорылые, ну вот такие же, как с вами, иногда заезжают". Наши старообрядцы на определение не обиделись: и не такое приходилось слышать им и их предкам за 400 лет.

Или практически не обитаемый поселок Максимкин Яр, который оживает только в грибной сезон, когда родственники бывших жителей приезжают на "охоту". Каюсь, лично я, увидев целый багажник белых, потеряла человеческий облик.

А может быть, наоборот - обрела. Потому что любое бегство - что от короны, что от царя - все равно путь к себе, пусть немного, но обновленному.
Кеть да Кеть кругом
Разговоры у костра
А еще у костра да под крепкий чай очень хорошо разговаривается: о судьбе, пути, вере, любви, детях и родителях. О всем о том, о чем в обычной жизни ни поговорить, ни подумать обычно некогда. А ведь это так важно - взять паузу, выключить телефон, сесть на берегу длинной старой реки и просто поговорить.
отец Анатолий Бесштанников
Протоиерей Русской Православной Старообрядческой Церкви
Почему девушки из бедных семей становятся самыми лучшими женами? Как зависит от климата форма бороды? Из-за чего в 70-е детям староверов было сложнее в школе, чем в 50-е? Отец Анатолий, старший из братьев Бесштанниковых - с нами в экспедиции были еще Евгений и Григорий - об истории своей семьи, происхождении фамилии и отношении старообрядцев к государству.
отец Никола Коробейников
Иерей Русской Православной Старообрядческой Церкви
Зачем старообрядцы поехали на Кеть? Почему у староверов так много разных согласий? Может ли верующий жениться на атеистке? Отец Никола Коробейников о выборе пути, таинствах и воспитании в вере.
Валерий Лужников
прихожанин Русской Православной Старообрядческой Церкви, Томск
Какие профессии "закрыты" для старообрядцев? Помогает ли христианская мораль вести бизнес? Как выучить церковнославянский? Валерий Лужников о духовном поиске, воцерковлении и карьере.
Георгий Кузнецов
прихожанин Русской Православной Старообрядческой Церкви, Новосибирск
Как надо воспитывать сыновей, чтобы к 12 годам они сами себе заработали на горный велосипед? Зачем дарить детям кулинарные книги? К чему приводит отсутствие в городе "правильного" черного хлеба? Георгий Кузнецов о том, как детские увлечения и желания влияют на взрослую жизнь.
Текст, фото, видео, аудио - Юлия Бобкова, "Национальный акцент"
Фото с квадракоптера - Александр Сакалов, ТВ2.
Made on
Tilda