этноэкспедиция
Каспий, горы и ковид
Этнотуризм в Дагестане в эпоху коронавируса
«Фото прекрасные, там бы с квадрокоптером полетать, но в отпуск с семьей я туда не поеду: у Дагестана плохая репутация», «Еду туда послезавтра. Одна. Предвкушаю», «Кто-нибудь в здравом уме реально ездит в Дагестан «отдохнуть»?!», «Была уже, у меня аватарка оттуда. Супер», «Там же корона свирепствуют, что вы там забыли?» - это лишь маленькая часть комментариев, которые появились в фейсбуке, когда в Дагестане высадился десант Гильдии межэтнической журналистики, заполонив своими фотографиями и восторгами ленты друзей и подписчиков. Так стоит ли туристу отправляться в Дагестан? И как лучше организовать поездку?
Отложенный сезон
Туристическая привлекательность региона – категория субъективная, которая складывается не только из колорита и самобытности. Туристу важны транспортная доступность, безопасность, физический и психологический комфорт. Все это могут обеспечить пакетные туры, которые проходят по всему миру, в том числе в России. Правда из-за пандемии официально туристический сезон в Дагестане так и не открыт. Поэтому летом 2020 года пойти по простому пути, купив готовую путевку от крупного туроператора и билет до Махачкалы, вряд ли получится. Но как класс подобные продукты, естественно, в республике есть: в единый реестр туроператоров внесены 8 компаний, зарегистрированных в Дагестане. Большая часть из них после окончания эпидемии готовы предложить экскурсионные маршруты по региону.

Например, разработанный при содействии Министерства по туризму и народным художественным промыслам РД круговой маршрут «Легенды Дагестана» занимает две недели и проходит через 17 сельских районов и 3 городских округа. В программе знакомство с национальной кухней, ремесленные мастер-классы, посещение исторических и природных памятников. Есть в линейке и недельные туры по Северному или Южному Дагестану, а также однодневные экскурсии и маршруты выходного дня по Махачкале, Дербенту, Кизляру, в знаменитые села Кубачи и Гуниб.
Прошлым летом стоимость пакетов на неделю без учета перелета колебалась в районе 25-40 тысяч в зависимости от класса размещения и размера группы. По утверждению представителя Минтуризма, маршруты возобновятся, как только все ограничения, связанные с ковидом, останутся в прошлом.
Тестовый режим
Главная достопримечательность Дербента – крепость Нарын-Кала – заполнена людьми. Правда, большая часть посетителей – молодожены и их гости, а не туристы: соскучившийся по празднику регион массово играет свадьбы. На одной из площадок развернута небольшая ремесленная ярмарка: кубачинское серебро, унцукульская насечка, золотое шитье, ковры.
В Дербенте в августе проходил фестиваль «Каспий – море дружбы», флагманским мероприятием которого должен был стать Каспийский Сабантуй. В последний момент Сабантуй – массовое мероприятие – отменили из-за коронавируса, но сам фестиваль переносить не стали. В его рамках прошли круглые столы и состоялась экскурсионная программа для иногородних участников: прогулка по Дербенту и поездка на Сулакский каньон.
По состоянию на август 2020 года Дагестан находится на втором этапе снятия карантинных ограничений: большинство гостиниц и санаториев работают в тестовом режиме (то есть заселиться туда можно, но нужно быть готовым к тому, что часть услуг, например, бассейны и оздоровительные центры, будут недоступны), открыты летние веранды кафе и ресторанов, заработали некоторые объекты туризма.

В санаториях и на туристических базах у моря сейчас в основном отдыхают сами дагестанцы, жители других регионов встречаются не часто.

При этом, самолеты летают, поезда и автобусы ходят, справки об отсутствии коронавируса въезжающим в регион не требуются, а, соответственно, «смелые» отпускники в Дагестан пусть и не массово, но прибывают.
Инстаграм вам в помощь
Центральная площадь Гуниба – огромная детская площадка, по которой курсирует двухэтажный «английский» автобус с дагестанской музыкой. То, что туристы в Гунибе есть, видно невооруженным взглядом: девушки в джинсах и с не покрытыми головами совсем не похожи на местных мамочек, выгуливающих своих чад на площадке. Большинство туристов прибыли в село небольшими группами в сопровождении частных гидов.
Ольга с семьей приехала в Махачкалу из Вологды, предварительно забронировав через инстаграм несколько экскурсий в разные районы Дагестана. В микроавтобусе – около 10 туристов. Большинство из них – иногородние, но есть и махачкалинцы. Однодневный тур включает в себя посещение объектов Гунибского района (Царской поляны, Верхнего и Нижнего Гуниба), обед и экскурсию. В «доковидные» времена подобные экскурсии проходили практически каждый день, сейчас их немного, так как все еще действуют ограничения и не все объекты туристической инфраструктуры работают, но найти можно.
Кстати, сайты туристических компаний в Дагестане, похоже, условность. Обнаружить на них подробную программу поездки, а уж тем более – оплатить онлайн выбранный тур, - задача не из легких. Вся «жизнь» кипит в социальных сетях и мессенджерах: инстаграме, фейсбуке, ватсапе. А еще в Дагестане предпочитают наличные деньги – карточки почти нигде не принимают.

Стоят однодневные экскурсии сравнительно недорого: от 700 рублей до 2-3 тысяч, в зависимости от программы. Проживание в гостинице в стоимость не входит.
Спасибо коронавирусу
- Спасибо коронавирусу, папа больше с нами бывает, дом строит, - признается одиннадцатилетняя Амина, дочь Муртазали Магомедова, одного из главных амбассадоров Дагестана в целом и Гуниба в частности.
С Муртазали мы познакомились восемь лет назад, когда он работал в администрации Гунибского района и только подумывал о том, чтобы заняться туристическим бизнесом. Сейчас Муртуз один из самых известных гидов региона, владелец бренда «Тур в Дагестан». Именно с ним сотрудничает «Клуб путешествий Михаила Кожухова» при организации авторских туров и к нему обращается руководство региона, когда нужно показать республику высоким гостям.

На правах кунаков «напрашиваемся» в гости. Вынужденная пауза в туристах, кажется, пошла его семье на пользу: Муртазали достраивает новый дом, в котором в том числе планирует принимать туристов, приводит в порядок родительскую дачу, подумывает о ремонте родового дома в Гоноде. Параллельно планирует новые маршруты и совершенствует имеющиеся.

По словам Муртазали, интерес к Дагестану у жителей средней полосы России растет: количество туристов с каждым годом увеличивается. Авторские туры в республику – удовольствие недешевое (от 65 тысяч рублей за неделю и выше), но оно того стоит: помимо качественного экскурсионного сопровождения «vip-туристы» получают соответствующее обслуживание, например, живут в четырех-пяти звездочных отелях и питаются в хороших ресторанах.

Честно признаюсь, мне самой пожить в «пяти звездах» в Дагестане не приходилось, а гостиницы туристического класса до привычного европейского стандарта явно не дотягивают: встречаются проблемы с горячей водой, не всегда есть туалетная бумага в общих туалетах и кофе за завтраком. Покупатели «дорогих» туров бытовых сложностей не испытывают, а положительные эмоции от пресловутой самобытности региона получают по полной.

Впрочем, положительные эмоции можно получить и недорого, а то и бесплатно. По нашей просьбе Муртазали отвозит нас в Чох и Гамсутль – древние горные села, которые в последние годы стали своеобразной Меккой индивидуальных путешественников.
Магия древнего аула
Марият Гираева закончила Исламский университет, большую часть года живет в Махачкале, где преподает арабский язык в университете, а на лето приезжает в Чох. В соседнем Гамсутле – селе-призраке, в котором не осталось ни одного жителя – когда-то жила ее бабушка Патимат. Бабушки не стало несколько лет назад, родовой дом начал постепенно разрушаться. У Марият и ее мужа есть мечта: восстановить старый дом и пустить в него туристов.

- Родители меня не понимают, считают, что лучше бы я кафе в Махачкале открыла, больше пользы бы было. Но ведь восстановить дом предков – это хорошо, кто-то должен этим заниматься, правда? – рассуждает Марият.
Последний житель Гамсутля – Абдулжалил – умер пять лет назад, предпоследняя – бабушка Марият – несколькими годами раньше. За такой короткий промежуток дома Абдулжалила и Патимат по состоянию почти «догнали» строения, покинутые их обитателями несколько десятилетий назад: природа очень быстро отвоевывает у человечества свои владения.
Энтузиасты пытаются исправить ситуацию: в прошлом году в селе прошел праздник, над расчисткой дороги и уборкой аула поработали волонтеры. А это не так просто: село всегда считалось труднодоступным, недаром его название с аварского можно перевести как «недоступный, как сундук», а более 50 лет назад, мост, через который осуществлялось сообщение с внешним миром, рухнул, и его так и не восстановили. Сейчас, чтобы попасть в Гамсутль, нужно проехать несколько километров по бездорожью, а последний участок пути преодолеть в гору пешком.

Но путешественников это не смущает: за время подъема и спуска нам встретилось не менее 20 желающих приобщиться к древности. Если у этих людей появится возможность не только побродить по аулу, но и пожить в нем, нет сомнений, что они ей воспользуются.

В расположенном неподалеку Чохе, неуловимо похожем на древние Средиземноморские города, сейчас живет чуть более 100 жителей. И хотя молодежь, как и по всей стране, уезжает учиться в город и не всегда возвращается назад, кажется, селу ничего не угрожает: стабильный поток путешественников позволяет местным жителям держаться на плаву.
С рюкзаком за кунаками
- По Дагестану можно вообще путешествовать с небольшим рюкзаком, пешком и без денег. Знаю людей, которые поехали отдыхать автостопом с палаткой, а палатку так и не поставили ни разу. В нашей культуре до сих пор престижно приютить путника и не принято брать с него деньги, - утверждает Муртазали Магомедов.

На круглом столе, в Общественной палате Дагестана, который прошел в Махачкале 17 августа, даже высказывалось мнение, что куначество - главный стопор развития туризма в Республике. Мол, с кунаков плату не возьмешь.

Азербайджанец Шайдабег, продающий по 50 рублей виноград на трассе, и угостивший нас парой килограммов «просто так», горская еврейка Марина, напоившая в Дербенте чаем и накормившая рыбой, и даже неизвестный посетитель аптеки, купивший одной из журналисток средство от укачивания, чтобы всякие «мелочи» не мешали наслаждаться путешествием, - эти и многие другие примеры подтверждают правоту Муртазали.

Приехать стоит хотя бы для того, чтобы избавиться от собственный предубеждений и послушать в оригинале знаменитую аварскую фразу про лягушек. Надо только решиться и собрать рюкзак, а кунаки найдутся!
Юлия Бобкова, Дербент-Махачкала-Гуниб-Гамсутль-Чох.
Made on
Tilda