репортаж с выставки "intourmarket"
Вау-эффект в рамках бюджета
Как российский турбизнес работает с этнической темой
На фоне пандемии коронавируса и скачков курсов валют в Москве проходит Международная туристическая выставка "Intourmarket". И, кажется, бизнес наконец понял, что именно в этническом многообразии и богатстве культур - главное туристическое преимущество России.
"Водка-матрешка-балалайка, а до горизонта - озеро Байкал", - еще совсем недавно туристический имидж России строился вокруг этой нехитрой формулы. Неудивительно, что на международных форумах этнографическая тема в исполнении российских туроператоров казалось мягко говоря недоработанной.
Похоже, ситуация изменилась в корне: практически все российские регионы, представленные на Intourmarket, в той или иной степени начали разыгрывать этнокультурную карту.
В павильоне Ханты-Мансийского автономного округа - Югры прекрасная Вера Кондратьева поет мансийские и хантыйские песни.
Дагестан заманивает потенциальных туристов балхарской керамикой, унцукульской насечкой и кубачинским серебром.
Тверская область - карельскими калитками.
И даже "русские" регионы, которые еще совсем недавно рапортовали, что ничего "этнического" у них не происходит, так как кроме титульной нации почти никто не проживает, стали делать ставку на русскую культуру и образы. Например, амбассадором Ярославской области стала Хозяйка Жигулевских гор в стилизованном русском костюме.
- Мы давно работаем, 90% местных к нам уже успели хоть раз, да съездить. Поэтому сейчас наша основная задача - привлечь гостей из других регионов. Приезжают из Ростова, Ставрополя, Крыма, Сибири и даже Дальнего Востока, но мы готовы встретить еще больше гостей, - делится планами заместитель директора казачьей станицы "Атамань" из Краснодарского края Жанна Винник.

- Казачья и русская культура перестала восприниматься как развлечение "для бабушек"? Туристам интересно?

- Да, потому что нам удается достичь эффекта "вау" в рамках бюджета. Есть много программ разной стоимости и под разную аудиторию. С детьми и школьниками, например, играем, мастер-классы проводим. Взрослым - чарочку горилки наливаем, песни казачьи поем... Джигитовка пользуется огромной популярностью - нигде в стране в этнопарках собственного конного шоу нет.
Туристский информационный центр Хакасии подготовил для гостей памятку с перечнем обязательных для посещения мест и основных событий года, две трети из которых - этнические.

- К нам в основном едут искушенные туристы. Они многое видели, много знают. Этника - это то, на что сейчас реагируют лучше всего. Горловое пение, обряды, фолк-фестивали. В далекие регионы едут за сильными эмоциями, а Хакасии в этом плане однозначно есть, что предложить, - рассказывает специалист Туристского центра Хакасии Елена Павлова.

Еще одна заметная тенденция - содействовать запросу на духовный поиск гостей. Словосочетание "место силы" - едва ли не самое употребимое в рекламной полиграфии, которую раздавали посетителям выставки. И где тут спрос, а где - предложение - сразу даже не разберешься.
- За эзотерикой едут активно! Шаманские обряды очень интересны туристам. Многие просят специально организовать. А с шаманами же все непросто... Кто-то - действительно может помочь, а кто-то - просто красуется. К тому же, настоящие шаманы еще приглядываться к тебе будут, для человека с улицы обряд проводить не станут. Моя жена полгода вокруг одного шамана ходила, пока удалось контакт наладить, - делится опытом Александр Райс, сотрудник компании "Ваш гид" из Белокурихи (Алтайский край).

По словам Александра, на Алтай чаще всего ездят москвичи и жители ближайших регионов Сибири. Это связано в первую очередь с плохой транспортной доступностью: сначала туристам нужно долететь до Барнаула или Горно-Алтайска, а потом - пересесть на автомобильный транспорт. Прямые рейсы есть мало с какими российскими городами: большинству приходится добираться через Москву, что значительно удорожает и удлиняет поездку.
Вот уж действительно кому не повезло с транспортной доступностью - это Чукотке. Летает туда всего пара авиакомпаний и не каждый день, поэтому самый дешевый билет Москва-Анадырь-Москва не в сезон обойдется в 50 тысяч рублей, а в пик сезона - в разы дороже. И это только чтобы добраться! Тем не менее и на Чукотке туризм развивают. В том числе этнический.

"Этнографические маршруты на Чукотке - это не визиты к ряженым артистам в картонных декорациях. Здесь все настоящее" - написано в рекламной листовке.

Уточняю у представителя чукотского стенда Александра Выквырагтыргыргына, что именно настоящее, как туда попасть и во сколько в среднем обойдется интерес к чукотской этнографии?

Настоящее - обычная жизнь чукчей, эскимосов, эвенов и юкагиров, которые и по сей день ведут морскую охоту, занимаются рыболовством и оленеводством. Туристы становятся их гостями, так как специальной инфраструктуры за пределами Анадыря практически нет. Еще нет автомобильных и, тем более, железнодорожных дорог. Поэтому передвижения по округу возможны только самолетом. Самый популярный вариант - лететь из Анадыря в Эгвекинот с осмотром поселений поблизости. Занимает такой тур 5-7 дней. Обходится, не считая стоимости билетов до Анадыря и обратно, в сумму от 80 тысяч рублей на человека, при условии, что в группе пятеро.

- Один год мы пробовали на катере передвигаться, но пришлось отказаться - слишком дорого. Самолетом - дешевле. Туристов достаточно. Только я в прошлом году сопроводил за июль-август 4 группы. А я - не единственный гид, естественно. Россиян, правда, немного. А те что есть - в большинстве своем москвичи. В основном к нам ездили американцы, британцы, итальянцы и немцы. В общем те, кому в этом году будет явно не до путешествий. Надеюсь, наши подтянутся.
Справедливости ради стоит отметить, что этнотуризм - это не всегда безумные деньги. Например, путешествие под названием "Культурный код Поволжья", включающее в себя посещение сразу трех национальных республик Приволжского округа - Татарстана, Башкортостана и Удмуртии - обойдется меньше чем в 10 тысяч рублей. Пятидневный обзорный тур по Горному Алтаю - в 27 тысяч. А в гости в села разных народов Дагестана можно съездить за 5-7 тысяч.

- И что за семь тысяч за три дня меня еще и покормят? - допытывался у Жанны, владелицы дагестанской гостиницы, скептически настроенный москвич.

- Вот в том что Вас покормят, да еще как покормят, - точно можете не сомневаться!
На выставке побывала Юлия Бобкова
Made on
Tilda