- Моё детство прошло на казахстанской земле в Алма-Ате. Тогда черемшу мы видели только по праздникам: если кто-то приезжал в гости. В самолетах её не разрешали перевозить из-за резкого запаха. А на поездах ингуши почему-то редко ездили, не любили. Но если черемша всё же появлялась на столе, то мама готовила пирожки из пшеничной муки на кефире, а в качестве начинки - к черемше добавляла жир. Я была равнодушна к жирной пище, поэтому даже не интересовалась тонкостями приготовления этого блюда.
Потом мы долгое время жили в Грозном. Там я старалась уже своим детям варить черемшу на молоке. По такому рецепту её делают только ингуши. Помню, как в глазах знакомых читалось «Разве можно сочетать черемшу с молоком?» Не только можно, но и нужно! Это блюдо получается и вкусным, и полезным. Молоко после черемши - острое, его можно применять как противовирусное, противоглистное и противовоспалительное. Дети в принципе не грипповали. В черемше, наверное, вся таблица Менделеева содержится! В тяжелое время я хорошо запомнила фразу, что если с питанием будет совсем туго, то не забывайте про черемшу. Неслучайно же в нашем народе её называют «вторым хлебом».
В Ингушетию мы перебрались уже после чеченской войны. И здесь я увидела, как в январе приезжал грузовик, и всех желающих собирал на сбор черемши. Её из леса мешками привозили. Я, правда, никогда не ездила, о чём сейчас немного жалею. Но сам процесс - вместе поехать, поработать, потом отдохнуть, уж очень мне нравился. Если бы в Казахстане росла черемша, то нас бы, молодёжь, тоже забирали бы на её сбор, как на виноград или яблоки.
А вообще черемша у меня ассоциируется с подснежниками. Она же, как и эти цветы, появляется из-под снега, где-то в декабре. Но начинают её собирать позже - в январе. В это время черемша как раз самая вкусная.