Специальный репортаж
Курлеме с ароматом полыни: первый ногайский Сабантой
Жители Ногайского района Дагестана впервые в новейшей российской истории отпраздновали Сабантуй (по-ногайски – «сабантой»).
Возродить на ногайской земле древний тюркский праздник (а ногайцы – это тюркский народ) завершения весенних полевых работ («сабантуй» буквально – это «свадьба плуга») решили жители села Кунбатар. И не только жители, но и выходцы из этого села, которые теперь живут и работают в других регионах России, но остаются верны своей малой родине.
Одним из инициаторов ногайского Сабантоя выступил, например, Залимхан Койлакаев - член московской ногайской общины, бизнесмен, у которого в Ногайском районе Дагестана есть своя ферма.
Залимхан Койлакаев
Залимхан ежегодно принимает участие в подготовке московского Сабантуя, который проводится в Коломенском. Его коллеги по московской ногайской общине, кроме того, помогают организовывать сабантуи ногаям в Швеции, Турции и Германии.
Естественно, Залимхану стало обидно, что на родине всех ногайцев в Ногайском районе Дагестана люди уже и не помнят, когда в последний раз праздновали Сабантуй.
В 1991 году в Ногайском районе пафосно отмечали 600-летие ногайского эпоса «Эдиге», а после ни одного национального праздника почему-то не удосужились провести и на сабантуи ездили к соседям в Ставропольский край.
Пока активисты села Кунбатар, в том числе Залимхан, не задумали организовать свой собственный. И начали собирать деньги на этот праздник.
Всего собрали больше миллиона рублей. Каждое крестьянско-фермерское хозяйство района внесло свою лепту: кто поучаствовал в подготовке сабантоя деньгами, кто - техникой, кто - баранами.
Немного денег добавила поселковая администрация. И вот в назначенный день с утра пораньше по гравийной дороге, которая ведёт к селу Кунбатар, двинулась процессия автомобилей с номерами самых разных регионов России.
На праздник съехались ногайцы не только со всего Дагестана, из Москвы и соседнего Ставропольского края, но также из Карачаево-Черкессии, Астраханской области, Ханты-Мансийского автономного округа…
И не только ногайцы, а ещё туркмены, татары и, например, даргинцы из села Шумлелик. Это соседи кунбатарцев. Они поселились на ногайской земле больше полувека назад, когда вынуждены были покинуть свои родовые дома в горах после землетрясения.
Ногайцы тогда отдали даргинцам одно из своих опустевших сёл и с тех пор зажили с горцами душа в душу. Поэтому даргинцы, которых мы повстречали на первом ногайском сабантуе, сказали нам, что желают своим любимым ногайским соседям всего наилучшего и очень за них рады.
Отведать ногайского Сабантоя приехали ещё и дагестанские татары из Махачкалы. Председатель дагестанской общественной организации татарской национальной культуры «Туган тел» Эльмира Кадырова рассказала, что в июле татары Махачкалы замахнулись организовать первый Южный Сабантуй для тюркских народов ЮФО, СКФО и прикаспийских стран ближнего зарубежья.
Поэтому махачкалинским татарам было важно набраться у ногайцев опыта. А ещё они очень надеются, что ногайцы приедут к ним на Сабантуй, чтобы продемонстрировать свои юрты, свою кухню и свои национальные виды спорта.
…На подъезде к селу Кунбатар всех гостей встречали два батыра, охраняющие специально возведённую к празднику арку.
Сабантой начался с того, что его организаторы посетили единственного оставшегося в Ногайском районе ветерана Великой Отечественной войны Шамсуддина Шувакова, которому уже 97 лет, и наградили его денежной премией.
Кроме того, организаторы первого ногайского Сабантоя наградили премией старейшую в районе учительницу ногайского языка Лизу Джелкашиеву и самую многодетную в селе Кунбатар семью Шориевых, в которой шестеро детей.
Торжественная часть открылась костюмированным представлением. Хозяев и гостей Сабантоя поприветствовали 40 конных батыров во главе с легендарным темником Эдиге, который считается основателем династии, возглавившей Ногайскую Орду, и, между прочим, предком князей Юсуповых и Урусовых.
В роли Эдиге выступил Рустам Адильгереев – фермер и депутат Собрания Ногайского района.
Потом начались концерт и спортивные состязания. Все желающие могли, например, попытать счастья, забравшись на металлический шест, к верхушке которого были привязаны мешки с призами.
На одной из площадок проходили соревнования по борьбе на поясах, на другой – по стрельбе из лука, на третьей – по метанию ядра.
Особенно интересными оказались состязания по перетягиванию палки. Это старинная ногайская забава – «табан тирес». По-современному, мас-рестлинг. Сегодня национальный вид спорта, внесённый во Всероссийский реестр, а когда-то очень давно – цивилизованный способ выяснить отношения между двумя повздорившими мужчинами.
Сегодня противники перетягивают палку, упираясь пятками в доску, а когда-то в такой же позе хлестали друг друга нагайками, пока один не сдастся или не запросит пощады.
Считается, что в этом единоборстве не так уж важно, кто из противников сколько весит и какой они комплекции. Всё решают ловкость, правильно выбранные тактика и стратегия битвы, умение использовать всякие хитрые приёмы – а значит, интеллект.
Пока мужчины выясняли, кто ловчее, женщины села Кунбатар демонстрировали приезжим своё искусство в трёх юртах, созданных по образу и подобию древних ногайских юрт («терме»), которые отличаются от плоских казахских острым верхом.
В одной юрте гости могли оценить причудливость и разнообразие ногайской кухни, которая славится не только «пирожками с воздухом» – баурсаками.
В другой юрте были выставлены старинные ногайские домбры грушевидной формы, а также подлинные элементы ногайского костюма и всевозможные искусные изделия из войлока.
В третьей юрте организаторы праздника воссоздали старинную обстановку ногайского жилища и организовали фотозону.
Чуть поодаль шла бойкая торговля ногайскими тюбетейками и, конечно, нагайками.
Ведь знаменитая казацкая нагайка – это не что иное, как позаимствованная казаками у их соседей ногайцев плеть из телячьей и козлиной кожи. В древности к её ремням привязывали шарики из бронзы, а позднее стали делать такие же шарики из свинца.
В старину если в ногайской семье рождался мальчик, то отец должен был сразу же сплести для него нагайку. Считалось, что на ковре возле люльки с младенцем мужского пола должны висеть две самые важные для ногайца вещи: нагайка и домбра, рассказывает Султан Язлиев, заместитель председателя правления Центра ногайской культуры города Астрахань.
Ногайский мальчик рос и мужал, и вместе с историей его жизни сплеталась его нагайка. Ведь в своё время по ней можно было определить и статус, и семейное положение, и заслуги хозяина.
У самого Султана дома тоже есть нагайка, правда, казацкая. Друзья подарили на день рождения первого сына.
Султан говорит, что для ногайца потерять нагайку – это было то же самое, что для Тараса Бульбы потерять свою курительную трубку («люльку»). Она – символ мужского достоинства.
По словам Султана, Николай Васильевич Гоголь вообще срисовал своего Тараса Бульбу с одного ногайского князя, у которого сын ушёл служить к туркам – да вот так же вынужден был однажды вступить в схватку с собственным отцом. Эту историю писатель якобы записал в Крыму.
В военное время нагайка служила ногайцам как холодное оружие наряду с саблей и пикой, рассказывает Амирхан Саидов, который до сих пор плетёт нагайки и знает в них толк.
Между прочим, те нагайки, которые продавались на Сабантое в Кунбатаре, стоят по 2 тысячи рублей штука.
В мирное время ногайские мужчины забивали такими волков, когда загоняли их на лошадях.
Кстати, о лошадях. Кульминацией первого ногайского Сабантоя стали скачки в шесть заездов: на 1000, 1200, 1600, 1800, 2400 и 3200 метров.
На это состязание жители села Кунбатар пригласили всех желающих, поэтому в скачках участвовали 80 наездников из Ставропольского края, Чеченской республики, других районов Дагестана и, конечно, из самого Ногайского района.
Это были первые в истории Кунбатара межрегиональные, даже можно сказать, международные скачки. Ради такого дела ногайцы собрали 300 тысяч рублей для призового фонда и разыграли по 50 тысяч в каждом заезде.
Правда, на первых ногайских международных скачках не обошлось без фальстартов. Сказался недостаток опыта в организации таких масштабных соревнований. Нервничали и всадники, и учредители состязания. Но заезды всё равно получились очень зрелищными.
Ногайцы теперь надеются устраивать у себя такие же конные соревнования даже чаще, чем раз в год.
Кстати, в первом заезде, что знаменательно, победил кунбатарский жеребец (на самом деле чистокровный английский) Олимпия-Стрит.
А после скачек были ещё состязания по конной борьбе, когда противники стараются стянуть друг дружку с седла, и по перетягиванию каната.
Тем временем подоспело главное блюдо ногайского Сабантоя – курлеме. Это древнее кушание ногайских кочевников – запечённое в яме особым способом мясо ягнёнка. Сегодня далеко не все ногайцы владеют технологией приготовления такого мяса, поэтому сами организаторы праздника с нетерпением ждали, когда курлеме будет готово.
Для приготовления этого блюда умельцы вырыли несколько расширяющихся книзу ям, развели в них костры, а потом подвесили заранее замаринованное мясо сверху на металлических прутьях, накрыли сверху шкурами и томили на углях больше часа.
В результате получился деликатес, вкус которого не передать словами.
Послевкусие ногайского Сабантоя, по мнению его организаторов, должно выразиться в единении ногайского народа.
Глава села Кунбатар Алимурза Бариев рассчитывает, что этот праздник поможет ногайцам возродить забытые традиции. По его словам, главное в Сабантое – это «идеология». Вспомнить свой родной язык, песни, танцы важно для того, «чтобы ногайцы проснулись», говорит Алимурза, воспряли духом и начали смотреть в будущее с оптимизмом.
Депутат села Кунбатар фермер Мурзадин Карамурзаев надеется, что Сабантой хотя бы раз в год будет возвращать на родину тех ногайцев, которые уехали на заработки «на севера» и оторвались от национальных корней.
А заместитель председателя правления Центра ногайской культуры города Астрахань Султан Язлиев сказал, что один только запах полыни, которым пропитан воздух ногайской степи в апреле, заставляет ногайцев вспомнить всё.
…И рассказал легенду про ногайского царевича, который уехал на чужбину и не хотел возвращаться в ногайскую степь ни по какой важной причине, даже чтобы вступить в наследство, пока отец не отправил ему пучок духмяной полыни.
Вот почему ногайцы Дагестана решили провести свой Сабантой раньше всех других российских тюрков – в апреле. И, кажется, не прогадали.
Текст и видео - Ольга Миронович. Фото - Ольга Миронович, Альбина Ахатова.
Made on
Tilda