Школа межэтнической журналистики
Личная песнь красноярской универсиады
В марте в Красноярске прошла XXIX Всемирная зимняя универсиада. О том, как участников и гостей мероприятия знакомили с этническим разнообразием России, наблюдала Валентина Вараксина и студенты красноярской Школы межэтнической журналистики.
В дни Всемирной XXIX зимней Универсиады в Красноярске на Татышеве острове появилась этнодеревня.
В переводе с тюркского Татыш значит «ласковый», «спокойный», «мирный». Так звали татарского князя, которому принадлежал остров. Место это у красноярцев и так любимое, а тут с универсиадой, когда появилось столько новых интересных площадок, и вовсе народ сюда валом повалил. Удобнее всего в деревню было попасть по вантовому или Виноградовскому мосту. В эти дни на подступах к острову можно было увидеть массу интересных и стильных людей: по случаю универсиады многие старались в одежде продемонстрировать свою этнопринадлежность. Мне повезло встретить лихих казаков с шашками и гармошкой.
На мосту с казаками
Казаков в большом количестве в дни Универсиады можно было увидеть и в селе Сухобузимское. Там, на родине знаменитого русского художника Василия Сурикова, они традиционно во время масленичных гуляний брали снежный городок, шли в кулачный бой "стенка на стенку" и сжигали чучело Марены (по славянским преданиям богини смерти, покровительницы колдовства и магии, хранительницы погостов и ночной стражницы)!
А в это время во владениях Татыша красноярцы и гости города получали культурный и этнический ликбез. В этнодеревне установили таймырские и эвенкийские чумы, русскую избу и тувинские юрты. Даже жители Красноярского края постоянно путали, кому какое жилище принадлежит. Хакасы и тувинцы терпеливо объясняли гостям, что кочевые народы степей ставят войлочную юрту, а ненцы рассказывали, что на чум может уйти до шестидесяти нюков, сделанных из олених шкур. Сами представители кочевых народов, ходили друг к другу в гости и собирались вместе на вечерние концерты.
На вечерних посиделках
Вьетнамцу Тхан Тунгу Нгуэну в собеседницы "досталась" нганасанка Евгения Бети. Она рассказала ему про свой родной дом и призналась, что пока жила в чуме, никогда не болела.
Многие в эти дни приезжали на остров Татышев специально, чтобы повидаться со своими земляками. В числе таких гостей, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Красноярского края Семен Пальчин и директор Союза оленеводов Красноярского края Владислав Догодаев.
Любимым местом местной и приезжей прессы стало импровизированное стойбище, в которое на время универсиады привезли из парка флоры и фауны оленей Чука и Гека. Отметились там и слушатели Красноярской школы межэтнической журналистики: корреспондент студенческого телевидения Сибирского федерального университета Наталья Бархатова выяснила, что варежки оленеводы шьют из пыжиков, т.е. маленьких оленят. К счастью, таймырцы нас успокоили: «Оленёнка специально не убивали. В тундре всякое бывает».
Еще одно местечко с этническими содержанием в Красноярске в эти дни было на территории университета, где жили спортивные делегации. Туда жителям города доступ был ограничен, но работали волонтеры — студенты СФУ. Студентка 2 курса отделения иностранных языков ИФиЯК Лиза Абакумова рассказывала участникам универсиады из других стран о собаках-самоедах. Когда взрослые члены семьи уходят из чума по делам, за детьми приглядывают эти собачки. Они очень ласковые и когда их обнимешь, стараются не шевелиться. Спят с людьми в чумах, поэтому приучены не будить их.
Более 60 студентов Института филологии и языковой коммуникации СФУ работали во время универсиады переводчиками. А Кирилл Бауэр даже побыл актером озвучки: этномультики с его голосом можно было было увидеть на всех плазмах универсиады.
В день закрытия Универсиады в парке прошел прощальный концерт. Выступали представители малочисленных народов Красноярского края — ненцы, энцы, нганасаны, селькупы, кето, эвенки, эвены, якуты…
Нганасаны исполнили так называемую личную песню, ее дарят каждому младенцу, поэтому есть личные песни и у мужчин-охотников, и у женщин-чумработниц. А вот время на исполнение песен есть не у всех: жизнь у кочевых народов напряженная. Исключение — старшие женщины (по-ненецки Амо) — которые за работой в чуме вспоминают свою жизнь, поют хвалу своему роду. А в Красноярске в этот день звучала личная песня Евгении Чубековны Сидельниковой. Она прославляла Красноярский край и желала гостям Универсиады удачи.
Две недели отработала этнодеревня для спортсменов, горожан и гостей города. Даже странно теперь представить Татышев парк без чумов, юрт и приятных встреч!
Встреча в этнодеревне
All photo and video materials belong to their owners and are used for demonstration purposes only. Please do not use them in commercial projects.
Made on
Tilda