Народный костюм на 3D-поток
Как уфимский дизайнер возрождает традиционную культуру с помощью современных технологий
Современные технологии добрались до сокровенного, того, что всегда считалось нерушимым и тщательно оберегалось веками, а именно – до национальных костюмов и украшений.
Уфимский дизайнер Ильдар Гатауллин рассказал НацАкценту, как технологические новинки помогают возродить национальную культуру и почему нужно знать своих соседей.
- Взгляд в историю – он откуда?
- История, культура, традиции – это мое детство. Лет в четырнадцать я бегал с мечом – мы были ролевиками, собирались, сражались, создавали себе костюмы. Еще до того отец начал брать меня с собой на работу в училище искусств, и я рос в этой атмосфере – среди актеров, певцов, музыкантов, среди национального колорита. Долгое время занимался реконструкцией средневековья, а потом меня прямо-таки понесло в сторону башкирской культуры. И даже диплом в Академии искусств, которую окончил вслед за училищем искусств, я защищал по реконструкции народного костюма.
- То есть вы изначально были уверены в том, чем будете заниматься?
- Как раз изначально все было не так гладко. Это сегодня я могу назвать себя счастливым человеком – такое чувство, что мне помогает Всевышний, все делается легко. Тем не менее был период, когда опускались руки, я не находил понимания со стороны окружающих и от отчаяния даже забросил любимое дело… Но в какой-то момент решил поменять жизнь, вернулся к своему увлечению – и теперь точно знаю, что это мое.
- В своей работе вы используете 3D-технологии. Знаю, что не все отреагировали однозначно на их внедрение в процесс изготовления башкирского костюма…
- Такая реакция происходит от незнания. Поясню: использование 3D и такого материала, как пластик, позволяет максимально удешевить процесс изготовления костюмов и украшений, которые особенно востребованы у фольклорных, детских, народных коллективов или, к примеру, у участниц конкурса «Мисс Башкортостан». Гибридные технологии позволяют обеспечить максимальное соответствие канонам, 3D-принтер воспроизводит даже мельчайшие детали, а впоследствии мы можем добавить сюда камни и металл – получается быстро и дешево, а главное – внешне неотличимо от подлинного костюма; но, по сути, такие вещи – это реплика.
В каких-то случаях мы используем советские монеты и современные украшения, и такая реконструкция тоже довольно бюджетна. Однако если мы говорим об абсолютном воспроизведении старинного костюма с соответствием не только внешним, но и в плане материала, то здесь речь идет уже о полной реконструкции: используются настоящие драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, старинные монеты; соответственно, о тиражности и бюджетности речь уже не идет.
Я отвечу на главный вопрос – почему 3D-технологии? Потому что именно они в силу облегчения процесса производства и, как следствие, массовости способствуют возрождению и росту интереса к народному костюму и традициям – а как раз это я и считаю главной задачей. Уравниловка во времена СССР сыграла в данном случае плачевную роль: отличительные признаки народного костюма тогда почти канули в лету. Правда, Зауралье, к счастью, это почти не затронуло.
- Как вы считаете, национальная культура возрождается?
- Безусловно, и в этом большая заслуга творческого цеха: актеров, писателей, художников, которые все чаще обращаются к памяти предков и вековым традициям, живо этим интересуются и заражают окружающих. Я помню, как в 2015-м году мы впервые распечатали объемные 3D-детали башкирского костюма и представили их на международной выставке 3D-ЭКСПО в Москве, также распечатав отсканированную модель – фигурку девушки в народном костюме. Это вызвало просто оглушительный резонанс, о нас писали европейские и даже американские издания. Кстати, сегодня среди наших заказчиков есть и жители дальнего зарубежья. Нашей работой заинтересовалась крупная компания, производящая 3D-принтеры, и башкирский костюм даже стал ее «лицом».
- А башкирский костюм – действительно башкирский?
- Ох как бы я возмутился всего несколько лет назад такому вопросу! Тогда я был твердо убежден, что все национальное должно быть без какого-либо вмешательства со стороны других культур. Сегодня же отношусь к этому гораздо спокойнее, потому что не только понимаю, но и вижу: «невмешательство» просто невозможно. Мы же взаимодействуем, общаемся с соседями по тому же Поволжью, и соответственно, перенимаем их культуру, так же как и они нашу, то есть смешение все-таки происходит. Хотя это, конечно, не означает, что в элементах народного костюма должна быть неразбериха: я как раз тщательно изучаю костюмы других народов, чтобы видеть особенности и различия; соответственно и к деталям в работе мы подходим с большой ответственностью.
Вы, наверное, заметили – я почти все время говорю «мы»? Потому что работаю вместе с мамой: мы уже стали чем-то неделимым, вместе создаем наши творения. Благодаря ей я вырос, в том числе и как специалист – я сам это чувствую, да и люди об этом говорят, и заказчики благодарны. Вот вы позвонили, нашли меня – значит, и правда людям это интересно.
Текст — Гюзель Сахипова
Фото предоставлены Ильдаром Гатауллиным
Made on
Tilda