2018
II Медиафорум этнических и региональных СМИ
О чем говорили и до чего договорились журналисты, национальные активисты и власть
143 СМИ

55 регионов

80 НКО

Второй Медиафорум этнических и региональных средств массовой информации прошел 22 ноября в Москве. На трёх дискуссионных площадках обсудили проблемы и опыт работы этнических СМИ на языках народов России, подготовку журналистов по межэтнической тематике в российских вузах, а также вопросы взаимодействия СМИ и этнокультурных организаций.
Медиафорум — место, где рождаются идеи. Потом они обобщаются, анализируются и воплощаются в жизнь. Это очень удобно: целый год вплоть до следующего форума мы идём по намеченным пунктам, реализуя, насколько это возможно, то, что предложили участники.
Маргарита Лянге
Президент Гильдии межэтнической журналистики, организатор Медиафорума
Участвовали в форуме? Расскажите о впечатлениях!
Нам известно, что почти 80% населения страны оценивают межнациональные отношения положительно. В этом есть и ваш личный вклад: вы формируете качественное информационное поле, освещая межнациональные отношения через призму позитивных событий, а не только разногласий.

Татьяна Вагина
Начальник Департамента национальной политики Управления президента РФ по внутренней политике
Вопросы освещения этноконфессиональной тематики и деятельности этнокультурных организаций в СМИ
Площадка №1
«Слушаем, но не слышим» — примерно так можно охарактеризовать сложившиеся на данный момент отношения между журналистами и национальными активистами. Даже на форуме, на специализированной дискуссионной площадке, куда, казалось бы, по определению пришли те, кто готов к разговору, проблема взаимоотношений ощущалась очень остро.
Приехали, сняли сюжет. Реакция НКО: «А почему вы их показали, а нас не показали? Почему про чувашей, про их кухню красиво сняли, а про нашу — некрасиво?»
Простите, ну, это же мы к вам приехали, что вы нам показали, то мы и сняли. Зачастую в районах и деревнях не самые презентабельные дома культуры, и операторы очень стараются несмотря ни на что сделать красивую картинку. Был случай: девочки в одном из домов культуры танцевали, оператор их снял. Но не обратил внимания, что в одном из планов в кадр попали мусорные баки. А общество сразу с претензиями: «Как вы могли вообще картинку такую показать? Это что за намёк?»

Инна Томилина
Главный редактор телеканала "ОРТ — Планета", г. Оренбург
Во-первых, мы, наверное, до конца не понимаем значимость сотрудничества с журналистами. Мы проводим огромное количество мероприятий: форумы, фестивали, круглые столы. Но далеко не всегда умеем правильно себя показать, в том числе средствам массовой информации.
Во-вторых, мы — десятки тысяч представителей национально-культурных объединений — боимся. Типичный образ мыслей: «Вдруг я не то скажу, а с журналистами шутить нельзя, ведь они могут какое-то слово преобразовать и повернуть сказанное против моей же организации».

Светлана Смирнова
Председатель Совета Ассамблеи народов Росси
У казаков на сегодняшний момент есть недоверие вообще к журналистской братии, извините за такой жаргон. Люди закрываются, потому что дискредитация казачества идет в первую очередь именно от журналистского сообщества. Я не равняю всех, но проблема недоверия есть.

Николай Дьяконов
Верховный атаман Союза Казаков воинов России и
зарубежья
Здесь модераторами и помощниками должны обязательно выступать пресс-секретари органа власти, курирующие эти вопросы. Это либо комитет, либо министерство. Они должны знать в лицо основных спикеров, уметь находить героев для интересных публикаций.
Я хочу посоветовать и журналистам, и представителям общественных организаций: обращайтесь, если вы не можете сами найти общий язык, вызвать доверие. Поверьте, я знаю, эта проблема действительно есть. Но она решаема, если вы найдёте хорошего пресс-секретаря, человека, который вас сведёт, выступит модератором, убедит ту сторону, объяснит этой и сбережёт героев.

Наталья Гребенькова
Пресс-секретарь Комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества
На нашей секции прозвучало очень важное предложение наконец-то создать пособие для некоммерческих организаций. На сайте «Национальный акцент» уже есть, например, дорожная карта журналиста, который живёт в многонациональном государстве. И вот пора создать такое же пособие для НКО-шников и опубликовать, потому что запрос есть.
Ольга Миронович
Обозреватель газеты «Московский Комсомолец» в Пскове, модератор дискуссионной площадки
Проблемы и опыт работы этнических СМИ
Площадка №2
Ни один руководитель в здравом уме и твердой памяти не откажется от финансовой помощи. Но только ли в деньгах дело? Какие еще, кроме нехватки финансирования, проблемы есть у этнических СМИ и как их можно решить? Своими рецептами на секции делились журналисты — носители языков и культур разных народов.
Мы выпускаем газету на родном языке, но проблема в том, что сегодня среди нас, нивхов, очень мало осталось людей, которые владеют языком даже на разговорном уровне, а уж тем более, могут писать и читать. Проблема сложная: как дальше быть? Финансовая поддержка властей, конечно же, важна.

Фёдор Мыгун
Редактор газеты "Нивх диф" ("Нивхское слово"), Сахалинская область
Каждый журналист, который пишет и работает на двух языках, сталкивается с одинаковыми проблемами. Во-первых, постоянно переключаясь с одного языка на другой, мозг иногда отказывает: очень часто журналист допускает типичные ошибки. В текстах нередки русские слова, не заимствованные, а именно русские. Во-вторых, очень много калькированного перевода, от этого мелодика и богатство родной речи теряется.
Обязательно нужно журналистов, владеющих двумя языками, поощрять. Каким образом? Внутри каждой компании могут быть разные предложения. Билингвизм сегодня помогает журналистам выживать, а национальным СМИ — отстаивать свои позиции. Поэтому те СМИ, которые готовят материалы на двух языках, должны получить государственную поддержку в первую очередь.


Баирма Раднаева
Продюсер телепрограмм ГТРК «Бурятия»
Чтобы нам сохранить региональные и этнические СМИ, конечно, нужны деньги, но не только. Категорически не хватает грамотных менеджеров. Почему-то это слово стало ругательным, а зря: человек, который умеет организовать процесс, найти софинансирование и людей, заинтересованных в работе, необходим.

Ангелина Ардеева
Главный редактор журнала «Вынгы Вада» («Голос тундры») Ненецкий АО
Подготовка журналистов по межэтнической тематике в вузах
Площадка №3
Журналисты, работающие в этнических СМИ не всегда владеют языком в нужной степени, а журналисты из массовых СМИ — не сильны в этнографии и этнопсихологии. Молодые журналисты утрачивают связь с национальными корнями, а состоявшиеся профессионалы привыкли опираться только на свой опыт. В общем, пришли к выводу участники секции, специализированное образование необходимо на разных уровнях.
К нам часто обращаются представители национальных СМИ с простой, но сложно выполнимой просьбой: «Приведите нам одного-двух ребят, студентов, которые могут написать хороший текст, владеют нормами литературного родного языка, хорошо могут держаться в кадре и говорить на марийском языке». Таких студентов нам категорически не хватает.

Евгения Карпова
Доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Марийского
государственного университета
Очень важно готовить в сфере этнополитической, этнокультурной проблематики представителей журналистского сообщества, которые будут работать в больших СМИ. Не только этнических СМИ, не только специализирующихся на этом. Нам важно, чтобы посредством этих людей важные неконфликтные ценности, ориентиры и идеи транслировались в массовое сознание.

Светлана Пистрякова
Доцент кафедры национальных и федеративных отношений РАНХиГС
Пора ставить вопрос о создании программ профессиональной переподготовки журналистов. Эти программы могут быть краткосрочными или более длинными, но они должны фокусироваться на наших коллегах, работающих в области межэтнической журналистики, на практиках, имеющих жизненный опыт.
Предлагая такую программу, мы можем использовать то, что уже сделано в рамках Школы межэтнической журналистики. Уверена, что такие программы, имеющие целостный характер и при этом, региональный фокус, будут очень востребованы. О межэтнических отношениях людям надо рассказывать максимально опираясь, на кейсы для анализа, лучшие практики, знание лингвоэтики.
Елена Вартанова
Декан факультета журналистики МГУ
Итоги Медиафорума
Площадка для обмена этническим медиаконтентом, новые учебные курсы по межэтнической журналистике для вузов, создание прозрачной системы государственного софинансирования этнических СМИ — вот лишь немногие идеи, которые прозвучали в рамках Второго Медиафорума этнических и региональных СМИ и обязательно будут реализованы.
В этом году мы даже немного растерялись от количества людей, которые зарегистрировались на Медиафорум и захотели принять в нём участие: ровно в два раза больше, чем мы планировали. Это значит, что мы на правильном пути.

Маргарита Лянге
Президент Гильдии межэтнической журналистики, организатор Медиафорума
Предложения, полученные от участников форума, будут сгруппированы, доработаны с привлечением экспертов и переданы в профильные ведомства.
Оставьте свой отзыв о мероприятии
Расскажите о впечатлениях и предложите темы для обсуждения на следующем форуме
E-mail
ФИО
Телефон
Отзыв
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Организаторы
Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы
Гильдия межэтнической журналистики
Made on
Tilda